Для какой цели народы севера разводят собак

Для какой цели народы севера разводят собак thumbnail

фото из открытых источников

Собаки — лучшие друзья человека, но ездовые собаки это еще и очень надежные друзья. Без ездовых собак невозможно представить себе ни один северный народ. Самые известные породы ездовых собак это гренландские и якутские лайки, аляскинские маламуты, сибирские хаски, самоеды. Уже тысячи лет ездовые собаки верно служат людям. Ездовые собаки используются и как средство передвижения, и для перевозки грузов в специальных санях, нартах, лодках-волокушах, а в отсутствии снега в специальных тележках. В северных регионах России, как и в далекие времена, собачьи упряжки используются и почтовыми службами и научными экспедициями и даже пограничниками.

Интересный факт: на Камчатке в 1937 г. работало 50700 собак (!), или свыше 4500 упряжек. А в наше время курсанты Дальневосточного высшего военного командного училища в Благовещенске учатся управлять собачьими упряжками и ухаживать за ездовыми собаками породы хаски. Арктическое собаководство стало неотъемлемой частью учебного курса по арктической специальности.

Вместе с полярниками

Ездовые собаки активно участвовали в покорении Северного и Южного полюсов – самых труднодоступных мест на планете Земля. Как известно, Северный полюс — это замерзший океан в окружении континентов. Южный полюс — это континент в окружении океанов. Условия прохождения обоих полюсов, покрытых льдами, настолько суровы, что железная техника не выдерживает и без помощи собак покорение полюсов становится невозможным.

От зимних праздников до Олимпиады

Ездовой спорт (гонки на ездовых собаках) появился конце 19 века, когда в Североамериканских Штатах стали проводиться забеги упряжек в рамках различных зимних праздников. Первые официальные соревнования были проведены в 1907 году на Аляске, когда в Номе был создан клуб любителей ездовых собак. И в дальнейшем именно США стали центром развития гонок на собачьих упряжках. Более того, в 1932 году на зимней Олимпиаде в Лейк-Плэсиде ездовой спорт был включен в основную программу – олимпийская гонка состояла из двух этапов по 25 миль.

«Берингия»

В России до 90-х годов 20-го века гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились лишь в рамках северных национальных праздников. И только в 1990 году на Камчатке провели первую гонку, объявленную спортивной — «Берингию» с дистанцией 250 км. Поэтому в России этот спорт считается молодым и экзотическим, но, в тоже время, перспективным и бурно развивающимся. Невозможно оставаться равнодушным, видя, как в азартном нетерпении рвутся вперёд собаки перед стартовой линией, пока судья отсчитывает последние секунды, как стремительно срываются с места после команды и несутся мимо зрителей, не обращая на людей никакого внимания. Вперёд и только вперёд, наматывая километры трассы!

В ездовом спорте участвуют собаки любых пород, способных тянуть, а не только северные ездовые собаки (гренландские и якутские лайки, аляскинские маламуты, сибирские хаски, самоеды) и специально выведенные метисы (помеси северных собак с гончими). Очень хорошо выступают на гонках легавые, доберманы, лабрадоры и овчарки.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

О том, как собаки помогали людям в покорении Северного и Южного полюсов, читайте в наших детских книгах «Южный полюс. Амундсен против Скотта» и «На Север. Нансен идет к полюсу».

издательство «Паулсен»

издательство «Паулсен»

Тест по географии Природные комплексы России для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 30 заданий с выбором ответа.

1. Что такое природно-территориальный комплекс?

1) комплекс растительности, характерный для данного ланд­шафта

2) закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории

3) территория в пределах одной природной зоны

4) сочетание рельефа и растительности в определенном месте

2. Какой уровень в иерархии природных комплексов является лишним?

1) локальный

2) местный

3) региональный

4) глобальный

3. Какие бывают ландшафты?

1) антропогенные

2) рекреационные

3) пейзажные

4) наглядные

4. Определите утверждение, не соответствующее действительному традиционному занятию народа

1) чукчи бьют морского зверя

2) ингуши ловят рыбу

3) калмыки разводят скот

4) ханты разводят оленей

5. Какие животные преобладают в зоне арктических пустынь?

1) птицы

2) копытные

3) насекомые

4) земноводные

6. Какую часть площади России занимает зона тундр?

1) 1/10

2) 1/6

3) 1/ 3

4) 1/2

7. Почему при небольшом количестве осадков (200-300 мм/год) в тундре избыточное увлажнение?

1) из-за полярной ночи

2) из-за многолетней мерзлоты

3) из-за низких температур

4) из-за многочисленных транзитных рек

8. Какая ягода не растет в тундре?

1) морошка

2) брусника

3) клюква

4) ежевика

9. Какие формы рельефа благоприятны для произрастания деревьев в лесотундре?

1) речные долины

2) междуречные поверхности

3) морские берега

4) речные обрывы

10. Что такое пирогенная тундра?

1) тундра, заселенная воинственными племенами

2) тундра, созданная человеком в результате поджога

3) тундра, славящаяся своим гостеприимством

4) тундра, передвижение по которой возможно лишь на лодках

11. Определите традиционное занятие жителей тундры

1) оленеводство и охота

2) земледелие

3) садоводство и виноградарство

4) огородничество

12. Как называется традиционное жилище народов Севера?

1) лабаз

2) курень

3) чум

4) шалаш

13. Сколько видов цветов произрастает в арктических пустынях?

1) 10

2) 25

3) 50

4) 100

14. Какие занятия являются традиционными для эскимосов и алеу­тов?

1) оленеводство

2) морской промысел

3) огородничество

4) садоводство

15. Для каких целей народы Севера разводят собак?

1) для охоты и передвижения

2) для употребления в пищу

3) ради ценного теплого меха

4) для охраны жилища

16. Какую часть площади России занимают леса?

1) 15%

2) 30%

3) 60%

4) 90%

17. Какова протяженность зоны лесов с севера на юг в европейской части России?

1) 200 км

2) 500 км

3) 1000 км

4) 2000 км

18. Какие леса не растут в России?

1) еловые

2) сосновые

3) березовые

4) эвкалиптовые

19. Почему в ельниках растительность нижних ярусов, как правило, отсутствует?

1) ели высасывают всю воду из почвы

2) еловые кроны сомкнуты и не пропускают солнечного света

3) еловый опад заглушает любые проростки

4) растения нижнего яруса не выносят запаха еловой смолы

20. Какую почву предпочитает сосна?

1) песчаную

2) глинистую

3) каменистую

4) переувлажненную

21. Каково основное направление сельского хозяйства в северной и средней тайге?

1) животноводство

2) земледелие

3) огородничество

4) садоводство

22. Назовите природные условия тайги, благоприятные для молочного животноводства

1) плоские поверхности междуречий

2) заливные пойменные луга

3) горные склоны

4) кедровники

23. Какое количество углерода поглощается ежегодно в лесах России?

1) 100 млн т

2) 2000 млн т

3) 600 млн т

4) 1 млрд т

24. Определите, какая древесная порода является вторичной, произра­стающей на месте сведенного леса?

1) дуб

2) каштан

3) бук

4) осина

25. Какая площадь смешанных и широколиственных лесов сведена для распашки?

1) 15%

2) 25%

3) 45%

4) 70%

26. Какое количество биомассы прорастает в год на 1 гектаре широколиственного леса?

1) 0,5 т

2) 1 т

3) 3,5 т

4) 6 т

27. Какое количество органического вещества в год дает один гектар. полупустыни?

1) 0,5-1 т

2) 1-2 т

3) 2-4 т

4) 4-8 т

28. Почему почвы пустынь сильно засолены?

1) ветер приносит соль из котловин высохших соленых озер

2) вода с поверхности почв быстро испаряется, соль остается

3) солелюбивые травы концентрируют в себе соль и, отмирая, обогащают ею почву

4) соль осталась от времени, когда на месте степей было море

29. Какие животные преобладают в степях России?

1) земноводные

2) пресмыкающиеся

3) грызуны

4) копытные

30. В каком году был учрежден первый в России заповедник

1) в 1916

2) в 1924

3) в 1931

4) в 1937

Ответы на тест по географии Природные комплексы России

1-2

2-2

3-1

4-2

5-1

6-2

7-2

8-4

9-1

10-2

11-1

12-3

13-4

14-2

15-1

16-3

17-3

18-4

19-2

20-1

21-1

22-2

23-3

24-4

25-4

26-4

27-3

28-2

29-4

30-1

       Занятие на тему «Беседа о народах Севера»

Программное содержание: углубить и обобщить знания детей о народах севера ХМАО, их быте, деятельности, о животном и растительном мире.

Углублять знания о том где мы живем, какие еще народности живут в нашем округе. Воспитывать интернациональные чувства, прививать любовь к родному краю.

Словарная работа: добиваться от детей правильных связных ответов, следить за четким произношением. Объяснение непонятных слов. Ввести в активный словарь детей слова: хорей, нарта, чум.

Материал: макет чума, кукла в национальном костюме, фотографии и иллюстрации, мех оленя, макет нефтяной вышки.

                                           Ход занятия.

Дети, подумайте и скажите в какой стране мы живем? ( в России)

Кто мы по национальности?(русские)

Какие вы еще знаете национальности, проживающие в нашей стране? Страна наша большая, многонациональная, в ней много национальностей.

Дети, а как же называется наш край, в котором мы живем? (Югра) Какие национальности проживают в нашем крае (ханты и манси)

Сегодня мы поговорим с вами о народах Севера

Чем они занимаются ? (рыбу ловят,охотятся,пасут стада оленей)

Где раньше жили народы севера? (в чуме) Расскажите дети, что вы знаете о чуме? Из чего он сделан? Что внутри? (макет)

                                              Чум

На шалаш наш чум похож,

Только ростом выше,

Не беда если дождь, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром,дверь,порог и стены,

Сделаны не топором, а из шкур оленьих.

Дети, а какую одежду носят  народы Севера? (малицу, кисы) Из чего шьют одежду? Почему?      Физкультминутка

Да, на Севере очень холодно. Край наш суров

и морозен, поэтому люди шьют теплую одежду. Свою одежду они украшают узорами, драгоценностями. Посмотрите на эту куклу. Она одета в Северный национальный костюм.

Что одето на ней?

Малица.

                                               Малица

                          Папа малицу привез, посмотрите. Нате,

                          Не боюсь тебя мороз,

                          Руки ,уши, лоб и нос в малицу я спрятал.

                         Вот пойду по улице поскользнусь и упаду

                         В ней тепло сидеть в снегу.

                         Вот какая малица, всем ребятам  нравится.

Каких животных разводят на Севере? Оленей, собак.

Олень быстро бегает, легко переносит холод, не проваливаются в снег. При беге копыта раздвигаются, лапы становятся шире.

Чем полезен олень? Едят мясо, шьют одежду,запрягают в упряжку.

Как же олень добывает пищу зимой? Правильно, разгребает копытом снег, достают мох-ягель.

Дети, а какие  дикие животные живут на Севере?

В наших лесах растет много ягод, какие вы знаете ягоды?

Чем еще богат наш край?(рыбой,пушниной,лесом и газом)

Да, наш край сказочно богат. И нефть, и газ  Севера идут по трубам в разные концы нашей необъятной страны. Что делают из нефти и газа? (бензин)

Дети, а кто добывает нефть и газ? Как  называются профессии?

Нефть и газ ищут геологи, а добывают нефтяники  и газовики.

                                      Сибирь

                   Земля моя таежная, сибирский край могучий,

                   На всей земле ,наверно нет и рек и пашен лучше.

                   Открыли здесь геологи, к подземным кладам двери.

                   Богатств таких наверно нет, на Марсе и Венере.

Сегодня мы с вами поговорили о нашем крае, узнали много нового и интересного

На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия

«Знакомство с жизнью коренных народов

Севера»

«Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Программное содержание: Дать  детям знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Словарь:  ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

Ход занятия:

Предварительная работа.

1.Беседа о Ханты-мансийском округе

2.Рассматривание открыток об округе, городах округа

Беседа о коренных народах.

Педагог:  Природа нашего края  очень красивая и разнообразная. Вы наверное вместе с родителями ходили в лес.

—  Кто знает, как называется густой дремучий лес? (ответы детей)

Да, густой дремучий лес называется  — тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?

( В тайге растут высокие ели, сосны, пихты). Слайд № 1

—  Какие ягоды мы собираем в лесу?

(чернику, бруснику, голубику, морошку, клюкву).Слайд № 2

—  Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому  растут в нашем регионе.

—  Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т.д.) Слайд № 3

— А кто знает, как называют коренных жителей нашего округа?

(Ханты и манси)Слайд № 4

—  Правильно коренные народы, которые жили в нашем регионе с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Поселение хантов называется – Стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты  делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах. Слайд № 4,5

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.   Слайд № 6,7

—  Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь, сорожка). Слайд № 8,9,10

—  Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

(ответы детей)

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей). Слайд № 11

Посуду  Ханты изготавливают из бересты, дерева. Слайд № 12

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Слайд № 13

 Посмотрите  на одежду – Ханты (рассматривание  одежды) Слайд №14

—  Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш». Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр. Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.Слайд № 15,16,17

—  Ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах.  Слайд № 18,19

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. Слайд № 20

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.

Чтение сказки

Беседа о прочитанном.

—  Чему учит эта сказка?

—  О чем северный народ хотел предупредить своих  детей?

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

Итог занятия

—  Как называется наш округ?  (Ханты-мансийский)

—  Город, в котором мы живем? (Нижневартовск)

—  Как называют коренных жителей? (Ханты и манси)

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                           КУКУШКА

          Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

        И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»

      Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.

—  Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

—  Мама, мы тебе водички принесли.

—  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

        Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

        Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется

Беседа о одежде народов севера

Цель: Развитие познавательного интереса к истории родного края.

Задачи:

  1. Углублять и обобщать знания детей о людях Севера (Ханты-Мансийского Автономного Округа), их быте, деятельности, о животном и растительном мире.
  2. Углублять знания о том, где мы живем, в каком округе, люди каких национальностей живут в нашем округе.
  3. Воспитывать интернациональные чувства, прививать любовь к родному краю.

Предварительная работа: Посещение выставки национальной одежды, сувениров из бисера, меха, бересты. Рассматривание иллюстраций по данной теме. Чтение сказок народов Севера. Разучивание стихотворений о Севере.

Словарная работа: Объяснение новых слов: хорей, нарта, малица, чум.

Материал: Макет чума, национальная одежда, фотографии, иллюстрации, нефтяная вышка.

Ход занятия

Педагог: Ребята, подумайте и скажите, в какой стране мы живём?

– Кто мы по национальности?

– Какие вы ещё знаете национальности, проживающие в нашей стране?

– А вы знаете, как называется наш округ, в котором мы с вами живём?

Он называется Ханты-Мансийский Автономный округ.

– Как вы, думаете, почему он так называется?

Потому что в нём, очень давно живут люди по национальности манси и ханты. Наш округ находиться на севере Западной Сибири. И поэтому мы говорим, что мы живём на севере. И сегодня мы с вами поговорим о народах Севера.

– Чем они занимаются? (ловят рыбу, охотятся, пасут стада оленей)

– Где жили раньше люди Севера? Они жили в чуме.

https://festival.1september.ru/articles/607528/chum.jpg

https://festival.1september.ru/articles/607528/mokoid1.jpg

Расскажите дети, что вы знаете о чуме?

– Из чего он сделан? Что внутри? (Показываю макет чума.)

Стихотворение о чуме расскажет нам Саша.

Чум.

На шалаш наш чум похож,

Только ростом выше,

Не беда если дождь

Не промокнет крыша

Он стоит за бугром

Дверь, порог и стены

сделаны не топором,

А из шкур оленьих.

– Какую одежду носят народы Севера? (малица, кисы)

https://festival.1september.ru/articles/607528/526-nent1.jpg

Одежду шьют из оленьих шкур, она получается тёплая и мягкая.

У нас на севере зимой очень холодно, край наш суровый, морозный, поэтому люди шьют тёплую одежду, свою одежду они украшают национальными узорами, бисером. Посмотрите на эту куклу. Она одета в северный национальный костюм. Что на ней?

Стихотворение о малице расскажет Никита.

Малица

Папа малицу привёз,

Посмотрите Нате,

Не боюсь тебя мороз

Руки, уши, лоб и нос

В малицу я спрячу

Вот пойду по улице

Поскользнусь и упаду,

В ней тепло сидеть в снегу

Вот какая малица!

Всем ребятам нравится!

Воспитатель: Ребята вы хотите сфотографироваться в настоящей национальной детской одежде. (Малице, кисах, мансийское платье.)

https://festival.1september.ru/articles/607528/malica_yaguchka.jpg

Люди по национальности манси и ханты очень талантливые и щедрые они изготавливают много сувениров из меха, из дерева, из бисера, а потом дарят эти сувениры друзьям, родственникам, туристам.

В нашем округе очень богат и разнообразен животный мир.

– Каких животных разводят на севере (оленей, собак) это домашние животные.

Олень быстро бегает, легко переносит холод, не проваливается в снег, при беге копыта раздвигаются, лапа становится шире.

– Чем же полезен олень? (едят мясо, шьют одежду, запрягают оленей в упряжки, что бы ездить на них).

https://festival.1september.ru/articles/607528/art_2_7_clip_image049.jpg

– Как олени добывают пищу зимой? Разгребают копытом снег, достают мох-ягель. (Показать детям настоящий мох-ягель.)

Показать иллюстрацию оленьей упряжки, нарты, хорей.

https://festival.1september.ru/articles/607528/laplandia.jpg

https://festival.1september.ru/articles/607528/660902091.jpg

Хорей – это длинная палка, которой погоняют оленей.

Нарты это такие сани, на которых перевозят людей.

Стихотворение расскажет Вова.

Вот он северный олень,

Белый словно снег,

Пусть сугробы до колен

Лёгок его бег.

Я сожму в руке хорей,

Только брошу взгляд,

Только лихо крикну:

«Эй!» – всё скорее и скорей

Нарты полетят!

Ребята, а какие дикие животные живут на севере? (медведи, волки, лисы, зайцы и др.) Для оленя самый страшный враг в лесу это волк. Для того, что бы уберечь оленей от волков их пасут оленеводы-пастухи и им помогают собаки.

Подвижная игра: «Важенка и оленята»

Чем же ещё богат наш край? Растительный мир нашего севера тоже очень разнообразен и красив. В наших лесах растёт много полезных лекарственных трав, ягод (брусника, клюква, голубика, морошка, шиповник), грибы, кедровые орехи. Из ягод можно приготовить вкусное варенье, компоты, сиропы.

Скажите, у нас в детском саду вам дают сироп из каких ягод?(шиповника), он очень полезен в нём много витаминов.

– Ребята, а вы были когда-нибудь в лесу, собирали грибы, ягоды, шишки.

Сейчас я вам покажу настоящие ягоды, а вы мне скажете, как они называются. А потом мы их отдадим на кухню, и нам сварят из них вкусный компот.

Люди, которые живут на севере очень трудолюбивые, они ловят рыбу, добывают пушнину, добывают нефть и газ и поэтому наш край сказочно богат. Нефть и газ Севера идут в разные концы нашей необъятной Родины.

– Что делают из нефти и газа?

– Для чего используют?

– Газ подаётся в наши дома, квартиры, на газу мы готовим себе пищу, от газа обогреваются многие дома и предприятия.

Показать нефтяную вышку, нефть в бутылочке. Из нефти готовят топливо, разные масла, бензин, керосин, которые нужны для заправки машин, самолётов.

https://festival.1september.ru/articles/607528/17433929.jpg

Кто добывает нефть? Ищут геологи, а добывают нефтяники. Эти люди работают в тяжёлых условиях, и наше правительство заботится о них, доставляют новейшую технику, дают специальную одежду, жильё, платят большую зарплату, награждают различными наградами.

Ребята, скоро, 10 декабря будет день рождение нашего Ханты-Мансийского округа. И вы можете поздравить наш округ с днём рождения и в подарок нарисовать рисунки на тему «Богатства нашего округа»

Ваши лучшие рисунки мы отправим на конкурс. «С днём рождения округ».

Беседа

Знакомство с жизнью народов Севера.

Цель: Закрепить знания детей о своей стране – России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд), воспитывать в детях чувство уважения к жизни традициям и обычаям других народов.

В России много рек. Ребята, мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге  тепло и светит солнце, в это время на севере  лежит снег.

В России живет много народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера.

На Севере есть районы, где на много-много километров тянется тундра. В тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками.  Еще в тундре можно встретить карликовую березку.  В тундре растут ягоды, которые выдерживают сильные морозы – это брусника, голубика, морошка.

А каких животных Севера вы знаете? (ответы детей) Это и белый медведь, и тюлень, и морж, и белоснежный песец. ( Показ) Но больше всего там северных оленей. Их разводят те народы, которые населяют тундру – это якуты, эвенки и др. Их основная профессия – оленеводы. Живут они здесь с давних пор. Это очень сильные и смелые люди. Они ведут кочевой образ жизни. В поисках корма для животных они часто переходят, кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, уходящие за оленями, называется стойбище. Живут оленеводы в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показ) Чум можно быстро разобрать и перевести на другое место.

 Олень —  это животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и в реках.

Показ картины «Дети Севера». Эти длинные сани называются нартами. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле. А управляет оленями каюр.

Рассмотрим внимательнее одежду. Это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Обувь тоже из оленьего меха, а на шапки или капюшоны, они тоже сшиты из меха оленя.

Олень не только кормит и одевает северян, но он для них и основной вид транспорта.

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, делают игрушки и другие изделия из меха. (Показ)

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы Севера придумывают много сказок. Рассказ сказки «Кукушка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: