кадр из фильма «Приключения Электроника»
В середине 1960-х гг. советская детвора зачитывалась произведением Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана: Повесть-фантазия». В 1979 году на Одесской киностудии начали снимать кино по мотивам популярнейшей серии книг о школьнике-роботе и его верных друзьях.
За экранизацию произведений Велтистова взялся режиссер Константин Бромберг. Фильм, рассказывающий о приключениях Сережи Сыроежкина и его «двойника» Электроника, очень быстро стал культовым.
Поклонникам этого детского трехсерийного фильма наверняка известно множество забавных, интересных, удивительных историй, связанных со съемками картины. Вот лишь несколько любопытных фактов, о которых зрители могли не знать.
кадр из фильма «Приключения Электроника»
1.
Володя и Юра Торсуевы, сыгравшие главные роли, оказались на съемочной площадке благодаря стараниям завуча школы. Братья-близнецы никогда не отличались примерным поведением, любили похулиганить, поэтому сразу насторожились, когда их вызвали в кабинет директора. Завуч вручила мальчишкам листок с адресом киностудии и строгим голосом велела пройти фотопробы к фильму.
2.
Съемочная группа так долго искала кандидатов на роли Сыроежкина и Электроника, что режиссер потихоньку начал впадать в отчаяние. Удача улыбнулась создателям фильма, когда в съемочном павильоне появились братья Торсуевы, оказавшиеся 386-й парой близнецов. Очень скоро киношники убедились, что сделали правильный выбор. Володя и Юра умели буквально все. 12-летние мальчишки играли в хоккей, гоняли на мопеде, владели музыкальными инструментами, умели танцевать.
3.
«Приключения Электроника» снимали в течение 8 месяцев. Во время съемок члены киногруппы неожиданно столкнулись с весьма серьезной проблемой. Оказывается, дети слишком быстро растут. Костюмерам приходилось постоянно шить маленьким актерам новую одежду. Иногда на съемочной площадке случались курьезы. Оператор снимал кадры с детским смехом. На одном дубле какая-нибудь девчушка демонстрировала роскошную голливудскую улыбку, а буквально через час на втором дубле у нее уже не было двух передних зубов.
кадр из фильма «Приключения Электроника»
4.
Съемки фильма едва не были сорваны из-за придирок пожарных инспекторов, которые однажды появились в павильоне Одесской киностудии и хмуро потребовали немедленно разобрать все декорации. На другой день к приходу пожарных вся многочисленная киногруппа, включая взрослых и больше сотни детей, выстроилась перед проверяющими плотным кольцом. Николай Гринько, исполнитель роли профессора Громова, тихо произнес: «Только через наши трупы». Так благодаря своей сплоченности и решимости создатели фильма смогли продолжить съемки.
5.
Прошло почти 40 лет со дня выхода любимого миллионами зрителей фильма на телеэкраны. В течение этого времени искусствоведами были защищены целых 12 научных диссертаций, раскрывающих феномен популярности мальчика-робота Электроника и его верного четвероногого друга Ресси.
кадр из фильма «Приключения Электроника»
6.
Крутой мотоцикл, на котором гонял Урри (Николай Караченцов), влетел создателям фильма в копеечку. Предприимчивый владелец транспортного средства сдавал киношникам свою навороченную «Яву» за бешеные деньги и вдобавок получал зарплату как член съемочного коллектива. Однажды хозяин мотоцикла поставил директору картины ультиматум: или ему повышают гонорар, или он забирает «Яву» и едет домой. Администраторам пришлось обращаться за помощью к сотрудникам ГАИ, которые задержали мужчину на границе Одесской области.
кадр из фильма «Приключения Электроника»
7.
Популярность, обрушившаяся на головы братьев Торсуевых, была так огромна, что однажды они едва не сорвали спектакль в Большом театре. Во время антракта на близнецов налетела толпа восторженных поклонников с просьбами об автографе. Начало второго действия пришлось задержать на целых 20 минут!
8.
Всесоюзная слава доставляла Володе и Юре множество хлопот. Увы, не всегда приятных. Юрий так убедительно сыграл хулигана Сыроежкина, что стражи порядка стали частыми гостями в квартире Торсуевых. Если во дворе дома, где жили братья, случались какие-либо происшествия, бдительные бабушки с лавочек у подъездов сразу же звонили в милицию и жаловались на проказников-близнецов.
9.
Практически никто из детей, снимавшихся в фильме, не связал свою дальнейшую судьбу с кино. Владимир и Юрий Торсуевы в юности сыграли еще в двух картинах, а теперь занимаются бизнесом. Известной актрисой стала только Оксана Фандера, исполнительница эпизодической роли в картине.
фото с сайта topnews.ru
10.
В 2005 году режиссер Бромберг, уже много лет проживающий в США, собирался снимать продолжение фильма. Был написан сценарий об уже взрослых героях Сыроежкине и Электронике. По слухам, этим грандиозным проектом (45 серий) заинтересовались зарубежные и российские телекомпании, но, к огромному сожалению многочисленной зрительской аудитории, дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Урри — злодей из фильма «Приключения Электроника». Бандит, подручный Стампа.
Биография
Побег
В заграничном городе Тэймер действует банда преступников, возглавляемая коварным криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру банды, найти в СССР профессора Громова и похитить у него особую суперотмычку, известную под названием «Электроник», которая нужна банде для участия в «преступлении века» — ограблении городского музея. Прибыв на место, Урри узнаёт, что Электроник на самом деле — робот, внешне выглядящий, как обычный 12-летний мальчик, которого Громов прячет в своей квартире. Громов создал Электроника с целью продемонстрировать вершину технической эволюции — ИИ Электроника способен к быстрому усваиванию любого материала и решению задач различной сложности. Но в то же время Электроник — не просто машина, у него формируется личность, и в день приезда Урри он просит Громова исполнить его мечту: ему хочется стать человеком и поступать так, как он сам этого хочет, а не так, как от него этого требует Громов. Профессор решает отложить этот разговор, и Электроник, расценив это, как предательство, сбегает из его квартиры (помимо умственных способностей, Электроник обладает выдающейся физической силой и может развивать скорость до 300 км/ч). После этого Громов говорит своей ассистентке Маше, которая знала про робота, что он специально отложил этот разговор, поскольку уверен, что Электроник никогда не сможет стать человеком, и боится, что когда он сам это поймёт, то «может погибнуть».
Тайна 6 «Б»
Оставшись наедине с Сергеем, Электроник даёт ему маленькую рацию-медальон, через которую они смогут общаться на расстоянии (вторая рация висит на ошейнике Рэсси, через которую Электроник даёт ему команды). Урри, всё это время следивший за Электроником, улучив момент, когда тот будет один, похищает его с помощью специального парализующего чемодана. Сыроежкин видит похищение, но, к сожалению, возвращается слишком поздно и не успевает что-нибудь предпринять.
Мальчик с собакой
Урри вывозит Электроника в чемодане за границу, а за ним гонится Рэсси, которого пустил по следу Сыроежкин. По прибытии в Тэймер Урри вместо благодарности получает недоверие: Стамп хочет знать, где у Электроника «кнопка» — способ заставить его прямо выполнять приказы, — и не верит Урри, заявляющему, что «кнопки» не существует, — Электроник действует на своё усмотрение. Постепенно Стамп, однако, убеждается в правоте Урри и решает, что с Электроником нужно общаться как с обычным наивным ребёнком. Тем временем в Тэймере Стамп убеждает Электроника, что в здании городского музея находятся великие полотна известных художников всех времён, которые правительство города не даёт лицезреть простым горожанам — ценителям высокого искусства (на самом деле музей закрыт из-за раннего времени). Стамп просит Электроника помочь в изъятии полотен из музея, чтобы потом выставить их на всеобщее обозрение, восстановив таким образом справедливость, и обещает вернуть потом домой. Электроник с помощью Рэсси пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы получить его совет, но безуспешно — медальон-рация Сыроежкиным утерян, Электронику никто не отвечает. Электроник и Рэсси, проникнув в музей, отключают сигнализацию и впускают грабителей. Когда картины уже вывезены, бандиты неожиданно снова затягивают их в чемодан. Урри, освободив Электроника и Рэсси, раскрывает им глаза на истинные облик и цель Стампа и его банды. Электроник решает исправить свою ошибку, вернув украденные картины на прежнее место. Он захватывает грузовик и, преследуемый бандитами, возвращается в музей. Ситуация становится критической, но тут Рэсси ловит сигнал: Сыроежкин нашёл свой аппарат. Электроник рассказывает Сергею свою ситуацию, и на другом конце тот с друзьями начинает думать, что ему делать. Решение находит мальчик по фамилии Чижиков: Электроник должен запустить большие часы с колоколами, находящиеся на главной башне города, которые давно не работают, чтобы их боем привлечь внимание горожан. Электроник запускает башенные часы, крепит вырезанные грабителями полотна к рамкам поворотного механизма, связанного с часами, и вместе с Рэсси забирается на шпиль здания, изображая собой фигуру Серебряного мальчика с собакой, как на городском гербе, который он видел до этого. Бой часов будит весь город, и у башни начинает собираться народ. Раздосадованный Стамп, бросив свою банду, заблокированную в башне пришедшим в действие механизмом часов, вынужден срочно ретироваться, оставшись ни с чем.
Интересные факты
- Изначально на роль Урри пробовался Леонид Каневский, но в результате эту роль сыграл Николай Караченцов.
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
«Приключения Электроника» — советский музыкальный детский телефильм.
Трёхсерийный фильм снят по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг», написанных в 1964 и 1971 годах, соответственно. Премьера фильма состоялась 23 марта1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. В нём звучит одна из самых известных детских песен начала 1980-х — «Крылатые качели».
Электроник с друзьями и одноклассниками (кадр из фильма «Приключения Электроника»)
Из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого использовалась при создании Электроника. Случайным образом обстоятельства складываются так, что «двойники» встречаются.
В это же время «где-то за границей» действует банда преступников, возглавляемая криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру из всей шайки, найти и похитить Электроника, который нужен для участия в «преступлении века» — ограблении картинной галереи. Урри прибывает в нашу страну для выполнения задания.
Шестиклассник Серёжа Сыроежкин быстро берёт Электроника в оборот: предлагает ему ходить в школу вместо себя и даже появляться дома, утверждая, что именно таким образом тот и «станет человеком» (это является идефиксом Электроника). Никто не может отличить Электроника от Сергея. У него появляются друзья. Учителя не могут нарадоваться на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике, физкультуре, рисовании и даже в пении. Родители Сергея тоже не подозревают о подвохе и только радуются успехам псевдосына.
Урри раз за разом терпит неудачу, поражаясь уникальным способностям Электроника. При этом он твёрдо уверен, что у робота должна быть «кнопка», которая его выключит и позволит спокойно похитить.
Со временем Сыроежкин понимает, что остался не у дел, поскольку робот занял его место в жизни. Сознавая безысходность своего нового положения, Сергей решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что последние дни его в школе и дома заменял робот.
Урри не оставляет своих попыток. В итоге, с помощью чемодана, парализующего робота, ему удаётся украсть Электроника и в этом чемодане на мотоцикле вывезти за границу. Доставив робота Стампу, Урри вместо благодарности получает недоверие: заказчик не верит, что у Электроника нет кнопки, и «лучшего гангстера» лишают свободы, обвиняя его во лжи. Однако, постепенно Стамп понимает, что с Электроником действительно лучше разговаривать как с человеком, а не как с роботом. Наивным, но всё же человеком. Обманом он готовит его к «ограблению века», в котором всю «грязную» работу должен будет выполнить робот.
Тем временем на родине Электроника творится хаос. Учителя признают недействительными все «пятёрки», которые успел получить Электроник, замещая Сыроежкина, и требуют от последнего немедленной пересдачи по всем предметам. Общественное мнение недвусмысленно указывает Сыроежкину, что он просто обязан выучить все школьные дисциплины и сдать их не хуже робота. С большим трудом у него это получается.
Между тем, за границей происходит «преступление века». Убедив Электроника (для которого всеобщее благо и правда превыше всего), что в здании галереи (всего-навсего закрытой на ночь) находятся великие полотна художников всех времён, которые правительство не даёт лицезреть простым горожанам, Стамп просит Электроника и Рэсси (с участием Урри, заключённого в бронзовую фигуру) изъять полотна из здания, чтобы потом их «выставить на всеобщее обозрение». Электроник через передатчик пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы тот прояснил ему ситуацию, но безуспешно (второй аналогичный прибор утерян), и ему никто не отвечает. Люди Стампа, обманув легковерных охранников, доставляют в музей Электроника с Рэсси, загримированных под скульптуру «Мальчик с собакой» (герб города, где происходит ограбление), и Урри внутри бронзовой фигуры. Электроник отключает сигнализацию и впускает внутрь бандитов. Похищенные картины, Урри в бронзовой фигуре и Электроника с Рэсси они запирают в фургоне грузовика и вывозят из музея. По дороге Урри «раскрывает глаза» Электронику на истинный облик Стампа, и Электроник решает исправить свою ошибку, вернув картины. Он захватывает грузовик и направляется обратно в музей, преследуемый бандитами. Действуя согласно полученной наконец инструкции (второй приёмо-передатчик нашёлся), Электроник запускает стоящие уже много лет башенные часы и прикрепляет вырезанные грабителями из рам поло́тна к поворотному механизму, выходящему на площадь. Бой часов будит весь город, полотна вращаются напоказ всему городу, разочарованный Стамп покидает музей ни с чем, а Электроник и Рэсси забираются на шпиль здания и замирают там, как мальчик с собакой на городском гербе.
Проходит какое-то время и Громов привозит Электроника к школе. Все ученики высыпают ему навстречу. За кадром звучит песня «Ты — человек».
В фильме снимались
В главных ролях
- Володя Торсуев — Электроник
- Юра Торсуев — Сергей Сыроежкин
- Николай Гринько — профессор Громов
- Елизавета Никищихина — Маша, ассистент Громова
- Вася Скромный — Макар Гусев
- Оксана Алексеева — Майя Светлова
- Максим Калинин — Корольков
- Женя Лившиц — Чижиков
- Дима Максимов — Смирнов
- Валерия Солуян — Кукушкина
- Николай Караченцов — Урри
- Владимир Басов — Стамп
В ролях
- Майя Булгакова — директор школы
- Евгений Весник — учитель математики Таратар
- Николай Боярский — учитель физкультуры
- Роза Макагонова — учительница пения
- Марина Самойлова — учительница рисования
- Наталья Васаженко — мама Сыроежкина
- Юрий Чернов — папа Сыроежкина
- Лев Перфилов — Люг, гангстер в банде Стампа
- Геннадий Ялович — Бри, гангстер в банде Стампа
- эрдельтерьер Чингиз — Рэсси, собака Электроника
Песни исполняют
У Володи и Юры Торсуевых были звонкие голоса, но, к сожалению, совершенно не поставленные. К тому же во время съёмок их голоса начали ломаться и поэтому при монтаже все их реплики были переозвучены другими актёрами. Это и объясняет, почему Сыроежкин и Электроник на протяжении всего фильма говорят совершенно разными по звучанию голосами — Сыроежкин хрипит, а у Электроника голос имеет мелодичный оттенок (в книге Электроник, наоборот, разговаривает хриплым скрипучим голосом).
- за Сыроежкина — поёт Елена Камбурова, говорит Ирина Гришина
- «Мы маленькие дети»
- «До чего дошёл прогресс»
- «Грустная песенка Сыроежкина»
- «Это что же такое»
- за Электроника — поёт Елена Шуенкова
- «Крылатые качели»
- «Это знает всякий»
- «Бьют часы на старой башне»
- «Ты — человек»
Песни из фильма вскоре после телепремьеры вышли на пластинке журнала «Кругозор» (№ 8 за 1980 год), на гибкой пластинке завода «Грамзапись» — в обоих случаях был записан голос Электроника «из фильма» (то есть голос Елены Шуенковой, но это не была фонограмма фильма, а ещё один вариант записи). На диске фирмы «Мелодия» песни Электроника (за исключением песни «Ты — человек») записаны в исполнении солистов из Большого Детского Хора.
Съёмочная группа
- Автор сценария: Евгений Велтистов
- Режиссёр: Константин Бромберг
- Оператор-постановщик: Александр Полынников
- Художник-постановщик: Владимир Лыков
Признание и награды
- Государственная премия СССР за 1982 год
Подбор актёров
Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели больше сотни пар двойняшек по всему Союзу. Владимир и Юрий Торсуевы были по счёту 386-ой парой. Направление на пробы им дала завуч школы № 23, где они тогда учились. На пробы мальчики пришли зимним днём, когда стоял мороз под 40 градусов, и, кроме них, больше на встречу никто не пришёл. От исполнителей Сыроежкина и Электроника требовалось, чтобы они умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь. Торсуевы умели и то, и другое, и помимо всего остального занимались в музыкальной школе. И поэтому в тот день и выбрали именно их, хотя сначала на главные роли искали мальчиков помладше.
На пробах ребятам нужно было разыграть сцену в гараже, когда Сыроежкин объясняет Электронику, что значит быть человеком. При подготовке к сцене у братьев завязался спор, кто кого будет играть, так как обоим хотелось играть положительного Электроника. В конечном счёте Володя уступил Юре роль Электроника, потому что Юра был старше. И под таким распределением их и утвердили в фильм, однако буквально в первый же съёмочный день Константину Бромбергу что-то не понравилось в их игре и он поменял их местами.
Но, когда утвердили Торсуевых, обнаружилось, что утверждённый до этого на роль верзилы-хулигана Макара Гусева мальчик был ниже их ростом. В итоге всё внимание ассистентов по подбору переключилось на подбор исполнителя этой роли. Сыгравшего в конечном Гусева Васю Скромного нашли случайно и при забавных обстоятельствах. Он скатился с перил на второго режиссёра фильма Юлию Константинову, когда она в последний решающий день заглянула в одесский интернат.
Роль девочки Майи Светловой Константин Бромберг предлагал уже прославившейся Красной Шапочке — Яне Поплавской, но юная звезда закапризничала и отказалась. На роль Майи также претендовала никому не известная тогда Оксана Фандера, но в фильме ей досталась лишь эпизодическая роль школьницы, которая всё время путает фамилию Чижикова. Сыгравшая в конечном итоге Майю Оксана Алексеева сама пришла на съёмки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?» Апрятин сам сделал пробу и так Оксана попала в картину.
Максима Калинина, который сыграл Королькова, нашли в бассейне «Динамо» и прямо там же сделали пробу, которую занесли в картотеку киностудий. Когда же с ним сделали пробу к «Электронику», то она ему очень не понравилась и он до сих пор не знает, чем тогда приглянулся Бромбергу. К тому же, как выяснилось, по замыслу художника-постановщика Владимира Лыкова, персонаж Корольков («Профессор») должен был выглядеть как долговязый блондин в очках. Однако утверждённый на эту роль Максим Калинин представляет собой полную противоположность — невысокий, черноволосый и с нормальным зрением.[1]
На роль профессора Громова пробовались Ростислав Плятт (его профессор показался слишком вальяжным), Бруно Фрейндлих (актёр сразу после проб заболел), Леонид Броневой (он разругался с оператором) и Алексей Сафонов.
Роль ассистентки Громова Маши предлагали Ирине Муравьёвой, но у неё был слишком плотный график. Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за слишком неуживчивого характера. У Евгении Ханаевой не получился дуэт с Николаем Гринько. А появившаяся на пробах Елизавета Никищихина так здорово отыграла вместе с ним, что режиссёр сразу её утвердил.
Когда Константина Бромберга спросили, кого он видит в роли шефа бандитов Стампа, он ответил: «Луи де Фюнеса», — после чего ассистент позвонила Анатолию Папанову, но тот был занят.
На роль учителя физкультуры Ростислава поначалу утвердили Сергея Филиппова, но он заболел. Ходили разговоры, что Филиппов вообще «ненадёжен», потому что в любой момент может уйти в запой. В итоге учителем физкультуры стал Николай Боярский, дядя Михаила Боярского.
Места съёмок
В начале фильма ассистентка Громова Маша принимает Урри за монтёра из Мосэнерго. Однако город, в котором происходит действие, явно не Москва. На это указывают многие детали: расположение вблизи морского побережья (хорошо видно в эпизоде побега Электроника), отсутствие реки, особенности застройки и планировки. В первую очередь это заметит тот, кто хорошо знает Одессу, так как основная часть съёмок прошла именно там.
Эпизод, в котором на Майю в парке нападают хулиганы, был снят в одесском парке имени Ленина (теперь дендропарк «Победа»), но почему-то в разных местах, потому что вначале на заднем плане заметна группа деревьев, а уже в следующей сцене (знакомство с Сыроежкиным) за спиной у Майи оказываются одинокое дерево и неизвестно откуда взявшаяся эстрадная площадка. В этом же парке расположен искусственный водоём, где Электроник проявляет интерес к собакам.
Прямо рядом с парком на проспекте Шевченко, 31 стоит Дворец Спорта (был построен за год до съёмок), куда приезжает Сыроежкин для медицинского обследования перед матчем между командами «Интеграл» и «Альбатрос», и где Сыроежкин и Электроник наблюдают в окно, как Майя и другие девочки занимаются гимнастикой (но в действительности через это окно можно было видеть только холл с вешалками). Сегодня здание используется многопланово: как собственно Дворец Спорта, как торговый центр, как выставочный центр, как концертный зал и как самая большая в Одессе дискотека. Фонтан на площадке перед входом, который заметен в фильме, сегодня заасфальтирован и на его месте открыта автостоянка. К сожалению, ледового катка в здании больше нет, потому что холодильное оборудование полностью разрушено.
Там же, на проспекте Шевченко, 1 находится здание Национального политехнического университета (тогда дворец культуры студентов Одесского политехнического института), мимо которого в начале фильма Сыроежкин убегает от Гусева. Магазин игрушек (где Электроник устраивает очередное представление и позже забирает оттуда Рэсси) располагался на улице Ленина, 14 (теперь Ришельевская). Сегодня в помещении бывшего магазина располагается филиал украинского банка. Дом Сыроежкина находится на улице Свердлова, 29 (сейчас Канатная). На той же улице сбоку здания облисполкома (83) была снята первая встреча Сыроежкина с Электроником.
События в «заграничном городе» снимались в вильнюсских районах Лаздинай и Старый город. Музей с картинной галереей в «заграничном городе» снимался во дворе Тракайского замка. В кадр также попал легендарный костёл Святой Анны (на протяжении фильма мимо него несколько раз проезжает банда Стампа). В Лаздинай также находится средняя школа № 36, во дворе которой был снят финал фильма («Ты — человек»).
Эпизоды внутри часовни, которую чинит Электроник, и эпизоды в классных комнатах снимались в декорациях на Одесской киностудии.
Интересные факты
- Для фильма волосы братьям покрасили в яркий блонд, и так они ходили в школу. Сначала мальчики умоляли разрешить им постричься, но потом привыкли. Так как интенсивно использовалась перекись водорода, то мальчики через несколько лет начали быстро лысеть. Цветопередача плёнки была такова, что детям пришлось накладывать грим, ярко красить губы.
- Для съёмок Владимиру Басову (Стампу) сшили костюм на три размера больше, он рассердился, а потом скомандовал перепуганной художнице по костюмам: «Девочка, снимайте штаны!» Еле влез в её белые джинсы, нашёл в гримёрной чёрный свитер и остался доволен нарядом.
- В эпизоде, когда на голову Урри (Караченцову) падает штанга (бутафорская), актёр рухнул наземь, напоровшись на сук. Режиссёру ничего не сказал и только после съёмок поехал в больницу, где ему наложили шов.
- Во время съёмок дети быстро росли. Приходилось постоянно перешивать им костюмы. Девочка в одном дубле улыбнулась полным ртом зубов, а в следующей сцене у неё уже передних зубов нет!
- Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов. Режиссёр заставлял Крылатова по нескольку раз переделывать композиции, так что однажды Крылатов, споря с режиссёром, дошёл в тапочках на босу ногу и без пальто до Белорусского вокзала, а на улице стояла холодная осень.
- Песни, написанные Юрием Энтиным, в фильме исполнили Елена Камбурова, Елена Шуенкова и хористы — актёрам, кроме Караченцова и Басова, не дали попеть.
- Электроник говорит, что песню «Крылатые качели» он исполнял голосом Робертино Лоретти.
- В будущем Оксана Алексеева окончила Одесский политехнический институт. Что примечательно, это мимо него в самом начале фильма проносятся Сыроежкин и Гусев.
- Евгений Весник для роли учителя Таратара копировал Маршака — от произношения до изумлённого, вечно детского взгляда. А комичную походку (болтающиеся за спиной руки-плети) скопировал с врача своей районной поликлиники (так он об этом рассказывал сам на одной из творческих встреч на ТВ[источник не указан 420 дней])
- События в «заграничном» городе снимались в Тракайском замке (картинная галерея) и в Старом городе Вильнюса.
- Сыроежкин в фильме ездит на мопеде «Верховина».
- Мотоцикл Урри — чехословацкого производства, «Ява-350».
- Стамп в фильме ездит на автомобиле марки «Бьюик Электра».
- Электроник угоняет у банды польский грузовик «Стар-660»
- На школьной сумке Сыроежкина надпись «LADA AVTOEXPORT».
- Согласно интервью с Максимом Калининым (Корольков) Константин Бромберг впоследствии хотел пригласить весь детский состав в другой свой нашумевший проект «Чародеи», где они бы сыграли домовых. Но всем родителям не понравилось, что их дети должны будут играть нечисть.