Какой транспорт называют собакой

Мэри Джейн

28 мая 2016  · 16,8 K

Главный научный сотрудник Государственного института русского языка имени А.С…

Электричку называют «собака» с советских времен. Вероятно, на электричке можно перемещаться между населенными пунктами, как на перекладных ездовых собаках. Почему именно слово «собака» послужило основой для создания данной жаргонной номинации – открытый вопрос. Однако ясно одно: благодаря своему источнику вторичная номинация приобрела ярко выраженный экспрессивный характер, что сделало ее достаточно устойчивым элементом в такой весьма нестабильной языковой подсистеме, как жаргон. Примечательно, что с ориентацией на данный образ стало возможным появление другого жаргонного элемента – слова «кинолог», обозначающего в языке футбольных болельщиков человека, который пользуется электричкой.

Почему именно кинолог?:с 

Ведь собачьей упряжкой управляет каюр! 

*негодование кинолога*

Программист-игродел, муж, отец

Я думаю, что собакой ее прозвали потому, что останавливается такая электричка возле каждого столба. Ведь термин «собака» применяют в основном к пригородным поездам, которые идут долго и останавливаются на каждой станции, в отличим от поездов междугородних, которые в основном следуют к пункту назначения без частых остановок.

Стендист. Кассир. Вольный рассказчик, иногда слушатель. МС по провокациям…

В моём кругу пользователей электричек «собаками» обзывают экспрессы-РЭКС (Региональный-экспресс), в этом есть небольшая логика, плюс вагоны у них чаще всего разрисованы белыми собаками.

Декан факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики…

Есть устойчивое словосочетание «ездить на собаках». В электричках же нет проводников, только проверяющие, от которых можно удрать. И вот, по аналогии с бесплатным северным способом передвижения, в России начали говорить «передвигаться на собаках».

Что буквально означают слова «баю-бай» в русских колыбельных?

Шеф-редактор сайта телеканала RTVi

Этимология тут достаточно прозрачная. От старославянского глагола «баять», то есть говорить-рассказывать. Вы, наверняка, знаете слово «краснобай» в значении «хороший оратор». Или сказочного персонажа Кота-Баюна, который заговаривает путников своим волшебным голосом, а потом безжалостно убивает и съедает.

Таким образом, «баю-баюшки-баю» это нечто вроде деконструкции заклинания. «Я теперь усыпляю, заговариваю, засыпай, я тебя усыпляю, я отлично это делаю, говорю же тебе».

Прочитать ещё 3 ответа

Каково это — работать проводником в поезде?

Моя мать семь лет назад работала проводником рейса Москва-Мурманск. Из ее рассказов, это ужасно. Зимой в поезде очень холодно было, в туалетах в унитазах (ну я точно не помню что там, в общем пусть будет унитазы)  замерзала моча и прочие выделения так сильно, что приходилось брать лом и все это отбивать. И пока ты поливаешь эту замерзшую мерзость кипятком из чайника и долбишь ломом, за дверью громко возмущаются люди, почему ты не можешь делать все быстрее. 

Это вечно недовольные старики, домогательства пьяных хамов, маленькие дети орущие и их мамаши требующие тишины и более мягкого матраса. 

Однажды какой-то пьяный отморозок побежал к начальству и накапал на мою мать, якобы она украла у него деньги. К счастью, нашлись свидетели, которые видели как он пьяный проиграл их в карты. 

Были и плюсы. Она часто привозила домой очень вкусную рыбу, которую у нас не купить и которая очень дорогая. Ей она доставалась бесплатно в подарок от всяких ухажеров или в благодарность за проявленное внимание) а так же привозила вещи купленные по дешевке, которые у нас стояли очень дорого и все в таком духе.

Прочитать ещё 4 ответа

Что будет, если поезд собьет крупное животное, например, лося или корову?

Хоть локомотив — могучее транспортное средство, но у него уязвимы концевые краны воздушных магистралей, и даже небольшое по размерам животное (например, собака) может своим телом при наезде их сломать, а это техническая неисправность, следование с которой дальше невозможно, придётся устранять.

Поэтому машинист применит экстренное торможение для предотвращения наезда. После наезда, если он всё же случился, машинист докладывает о случившемся диспетчеру или дежурному ближайшей станции. Указывает время, километр и пикет, на котором произошёл наезд, скорость, с которого применил экстренное торможение. В это время помощник машиниста осматривает место наезда. Если животное не находится в габарите подвижного состава — помощник возвращается к локомотиву. Осматривается состав и локомотив, есть ли какие-нибудь неисправности. Если же тело животного находится в габарите — бригада своими силами должна его вытащить. Если она этого сделать не может — об этом докладывается диспетчеру или дежурному ближайшей станции, поезд будет стоять до прибытия на место путейцев, которые помогут извлечь животное, чтобы продолжить следование поезда.

Прочитать ещё 2 ответа

А вы ездили когда-нибудь на дачу на собаке? А ваши соседи наверняка да. И было это вовсе не на Северном полюсе и не на собачьих забегах, а где-нибудь в Подмосковье. На сленге молодежи 70-80 годов собаками называли обычные электрички.

Какая связь

Почему именно это животное стало вторым названием пригородных поездов, не знает достоверно никто. В литературной речи такой замены не встретишь (если говорить о классике), ведь по сути это является жаргонизмом. Заглянув в соответствующий словарь, в первом значении слова «собака» вы увидите «электричка, пригородный, служебный, товарный, тот, что ездит по железной дороге».  Второе же толкование – «вагон метро, электрички, поезда для нелегальной росписи в стиле граффити».

 Филологи выдвигают следующие версии того, почему электричка называется собакой:

  • На пригородных поездах от города к городу путешествовали студенты. Такой себе travel-stop на перекладных только по рельсам. Дешево и быстро, а главное, с приключениями. Именно студентам приписывают авторство этого жаргонизма. Почему же электричка стала именно собакой, а не лошадью, которая сопровождала человека долгие века? Возможно, все дело в сходстве северной собачьей упряжки и состава поезда: животные запрягаются попарно, а весь состав – 8-16 особей, бегущих друг за другом. Кстати, на северо-востоке упряжки называются «потяг», что на украинском значит «поезд» (правда, «потяг» в тех краях означает ремень).
  • Вторая версия связана с фразеологизмом «Как блох на собаке». Кто ездил в пригородных поездах, тот поймет, ведь ежедневно вагоны набиваются людьми так, что и дышать трудно. Люди напоминают блох еще и потому, что каждый день спешат на электричку, боясь опоздать на работу.
  • Третье объяснение, почему электрички называют собаками, основано на анализе повадок животных. Они, особенно кобели, не пропустят ни одного дерева на прогулке. Так же и железнодорожный состав, который останавливается на каждой станции и полустанке.
  • В качестве версии можно принять и проводимую аналогию визга собаки и визга тормозов поезда.
  • В-пятых, не стоит забывать и о контролерах. Это сейчас в ходу электронные билеты, а в 70-80 годах бедные студенты старались не попасться на глаза тетки (именно так чаще всего называли проверяющего проездные документы). А ведь у контролера действительно была собачья жизнь: столько переругаешься за день и столько выследишь, как ищейка, безбилетников, что можно и упасть без задних ног.

Ареал распространения

На собаках чаще всего ездили студенты Питера и Москвы. Причем чем ближе к Северной столице, тем реже можно услышать этот жаргонизм. Петербуржцы больше предпочитали «электрон».

Некоторые исследователи выдвигают еще одну версию, как доказательство приводя в пример загадку: «Длинная, зеленая, колбасой пахнет». В 70-х годах всем было понятно, что это электричка. А вот почему это связано с Москвой? Все дело в том, что из столицы курсировал поезд в Рязань, и на нем предприимчивые москвичи возили с собой в глубинку колбасу. Ну а уж в СССР точно знали, что колбасу даже собаки не едят.

Эту версию также можно принять, если не один момент. В сленге Севастополя встречается выражение «Катание на колбасе Рогатого», где «колбаса» — лестница сзади троллейбуса.

Связь собаки и электрички получила продолжение. На сленге футбольных болельщиков, человек, часто пользующийся этим видом транспорта для проезда на матчи, стал называться кинологом. Жаргонизм был даже увековечен в песне группы ДДТ «Ночь-Людмила»: «На собаках летаешь в Москву, на железных волках – до Горбушки». 

Читайте также:

  • Самая маленькая дикая кошка в мире
  • Первые собаки в космосе
  • Почему у кошек шершавый язык?

Загрузка…

Привет, дорогие читатели! Сколько интересных фраз и речевых оборотов есть в русском языке, порой сложно понять, о чем идет речь очень сложно. Я каждый день слышу такие выражения, что потом голову ломаю, что человек имел в виду. Просто интересно, откуда вообще такое может прийти и как люди приходят к этому.

Это о чем думать надо, что сфантазировать, чтоб сказать так интересно. На самом деле узнать значение крылатых фраз можно, ведь у них есть какая-то история и определённое значение.

Вот, к примеру, всеми известная фраза «Из-под палки». Что эта фраза значит для нас? Если кто-то не хочет что-то делать, а его заставляют, и получается, что он делает это без желания. На самом деле данное крылатое выражение пришло к нам из цирка, где дрессировщики заставляли прыгать животных через палку, и что самое интересное данное выражение начало употребляться с XIX века, и имеет популярность по сей день.

И означает оно то, что человека принудительно заставляют что-то делать. Можно сказать, что эта фраза связана с противопоставлением «воля неволя».  В наши дни я часто слышу такое выражение, да и сам бывало говорю его.

Крылатым фразам, еще хоть как-то можно дать логическое объяснение, но есть такие перлы, которые никак самостоятельно не понять, и нужно вычитать, что же имеется ввиду.

Почему электричку называют собакой — вопрос фанатам

Часто можно услышать, как фанаты футбола, говорят на электричку — «собака». Согласитесь, странная заявка. Вот чем собака похода на электричку? Ничем. Я долго ломал голову, и пытался провести параллели, но моя фантазия никак не могла мне помочь. Собака не зеленая, собака не железная, собака не разгоняет такую скорость и так далее. Но оказывается, такое выражение тоже имеет свое значение, и что самое интересное, в этом есть смысл и логика.

Зеленая собака — что это?

Я задался целью, провел пару часов в интернете и нашел ответ. Нет конкретного ответа, есть лишь пару предположений, и каждое из них имеет место быть. Я готов поделиться своей находкой, чтобы вам тоже было понятно на будущее, почему электричку называют собакой.

Многие историки и филологи утверждают, что данное выражение пришло к нам с Советского Союза. Обычные студенты добирались до Москвы, или Петербурга на электричках, делая это с пересадками.

Для этого они добирались до Твери (или до Чудова), осуществляли пересадку, после чего доезжали до конечной точки. То есть студенты передвигались по наземному транспорту на ездовых собаках, на перекладных.  Вопрос тогда возникает в другом. Почему не назвать электричку лошадью? Тоже бы подошло. Но ни один словарь (жаргонизма) не даст вам четкий ответ, это я вам гарантирую, так как сам перемониторил сотни сайтов.

Где в этом логика и смысл пока не понятно. Единственное, что можно узнать с исторических справочниках – это то, что данное, уже крылатое выражение, что особый популярности, данная фраза получила в 70-80х годах. Все студенты использовали такое выражение, когда говорили между собой, решая куда бы им поехать в этот раз.

Кстати, такое выражение я читал и в некоторых книгах, правда так сразу название и не вспомню. Еще, я слышал сравнение собаки с электричкой и в известно песни группы ДДТ. Это говорит о том, что в то время, действительно данная фраза была слишком популярной. Пока я мониторил информацию о данном крылатом выражении, мне попалась интересная загадка, по теме:

«Зеленая, пахнущая ароматной колбасой электричка, что это?» Ну вот что тут можно ответить, если я прочитал ее в наши дни. Конечно, я сломаю мозг, но не угадал о чем тут речь идет. Нереально это. Я думаю, вы поняли, что ответ – собака. Все потому, что раньше, за колбасными изделиями, люди ездили в Москву (все помнят время дефицита). В мелких поселках и городках не было колбасных изделий, и люди катались в столицу, дабы купить вкусные копчености. Интересно, что выражение про «собаку» приписывают именно москвичам, ведь люди из Ленинграда, в то время, электричку называли электроном. Такое чувство, что люди соревновались, у кого интересней будет название. Почему не называть вещи своими именами?

Интересные факты

Даже не знаю, есть ли логика в объяснении, но как вариант рассматривать можно. Я читал, читал и везде я находил именно такой ответ. Но на мою удачу, мне попалось еще пару вариантов, кстати, они меня улыбнули.

Вот, к примеру, некоторые источники утверждают то, что сравнение электрички с собакой, связано с тем, что во время езды транспорт издает такой же звук, как и собака. А теперь скажите мне, это какой-такой звук? Собака разве рычит, как двигатель электрички? Я так не думаю, но все же такое мнение бытует, насколько оно логично, судить не мне.

Еще одно интересное мнение заключается в том, что большое количество людей, которое набивается на станциях напоминает хаотичное движение блох. Ну тоже так себе версия. Все-таки я склонен, к первому варианту, где есть логическая цепочка.

Но самая смешная версия закачается в том, что электричку называли собакой потому, что злая женщина-контролер ходит и рычит на людей, которые без билета. И делает она это как злая собака. Не стоит сильно останавливать свое внимание на этом, так как это уже просто смешно.

Читая сайты, я наткнулся на мнение, которое объясняет, такое сравнение.  Все дело в том, что электричка делает частые остановки, можно сказать, возле каждого столба, по сути, как и собаки, которые тоже тормозят возле каждого дерева/столба, чтобы понюхать, или еще что-то сделать.

Логична и та версия, которая утверждает, что именно жители Севера так говорили, сравнивая электричку с ездовыми собаками. Это связано с тем, что упряжка собак, часто сменялась другой, по сути, как и люди пересаживаются с одной электрички на другую. Это нужно для того, чтобы как можно скорее добраться до нужного места.

Также я встречал упоминания о том, что электричку иногда на сленге именуют словами:

  • Майдан
  • Ласточка
  • Кукушка
  • Липа

Подводим итог

В общем, что тут добавить? Версий очень много, но какая из них справедлива, никто вам не скажет. Лично мое мнение, больше склоняется к первому варианту, где вполне логичное объяснение. Хотя не такое оно и логичное, но мысль видна.

Действительно, это вопрос века, почему же электричку называют зеленой собакой. Варианты, версии, предположения и догадки, их сотни, но, к сожалению, утверждать, какая из них справедлива – сложно. Равно как и спорить сколько континентов и материков на Земле.

Пусть каждый для себя определит свой вариант, и будет солидарен с ним. Но опять же, сегодня, встреть такое выражение можно, но редко. Все-таки мы не в 80-х годах. Хотя в некоторых городах, московской области люди все еще говорят, про эту страшную, мистическую зеленую собаку, которая может домчать их дом столичного вокзала.

Я тут подумал, может электрички в метро, тоже можно так назвать? А почему бы и нет, ведь они тоже делают частые остановки, и мы осуществляем пересадки с одной на другую. Теперь в метро буду ездить зеленые собаки.

Спасибо за внимание! Делитесь статьей в социальных сетях и не забывайте приглашать друзей подписаться на приключенческий проект «На Грани». Всего доброго, друзья!

Текст — агент Q.

Российские электропоезда являются разновидностью неавтономных мотор-вагонных подвижных составов, получающие электрическую энергию, при соприкосновении токоприёмника с внешней контактной сетью.

Какой транспорт называют собакой

Значение электропоездов

Горожанами и селянами электричка, довольно-таки, широко использовалась по маршрутам ближних междугородних сообщений и на пригородных направлениях. Электричка выгодно отличается от других серий тяговых подвижных составов. Одно из главных преимуществ — это способность быстро набирать заданную скорость на любом коротком перегоне, одновременно с этим, включение тормозного режима происходит мгновенно, а дистанция тормозного варьируется в зависимости от скоростного режима, от тридцати трёх до одной тысячи метров. Другими преимуществами данного транспортного вида считаются их малая шумность и экологическая чистота в отношении к окружающей среде, что является одним из преимуществ для густонаселённых городских районов. В первую очередь, это касается мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Не меньшее значение таких транспортных преимуществ важно для курортных городов Краснодарского или Ставропольского края: в Сочи или на кавказских минеральных водах по обслуживанию пассажирских потоков.

Поездной состав электричек может использоваться не только на железнодорожных путях, но и, как монорельсовый транспорт или на путях метрополитена.

Устройство электрички

Головной вагон электрички обязательно имеет моторный отсек, обеспечивающий тяговую силу. Для того, чтобы избежать лишнего маневрирования на конечных станциях, оба концевых вагона снабжены моторным оборудованием и кабиной пультом управления для машинистов. В других вагонах, находящихся в середине состава, могут быть размещены компрессора, которые будут подавать сжатый воздух в тормозную систему или обеспечивать подъём токоприёмников, или, если потребуется закрыть-открыть входные двери, или для пневматических контактов. Потребность в сжатом воздухе есть и у преобразователей напряжения, и у аккумуляторных батарей, и у других систем состава электропоезда.

В таком составе, единица, которая имеет всё необходимое оборудование считается самостоятельной секцией.

На некоторых головных вагонах электропоездов не перевозят пассажиров, они выполняют только функции электрического локомотива, но у них установлена конструкция, обеспечивающая увязку с другими вагонами, включая и второй головной вагон.

Есть электричка с локомотивной тягой, отсутствующий головной вагон заменяет стопроцентный электрический локомотив, его вид представляет собой одиночную секцию, предназначенную для грузовых или пассажирских составов. Такая электричка может вестись, как многосекционным электровозом, в котором существует только одна кабина с пультом управления, так и одиночным электровозом с наличием двух кабин с пультами управления.

Все современные составы электропоездов оборудованы входными автоматическими дверями, находящиеся в дверных проёмах на боковых частях вагонов. Их закрытием и открытием манипулирует машинист электрички со своего пульта управления. На узкоколейных линиях ещё можно встретить наружные вагонные двери, открывающиеся только врукопашную.

Безбилетный проезд на электропоезде

В России

Безбилетный проезд в электропоезде не является редкостью, практически, во всех государствах, современная Российская Федерация, в этом случае, не является исключением. Для того, чтобы избежать билетный контроль, ибо в любом электропоезде есть, так называемые «зайцы», у которых отсутствуют билеты, для этого они применяют различную тактику. Самым распространённым способом, чем можно воспользоваться без проблем – это уходить от контролёра в том же направлении, в котором он продвигается. Если повезёт, то по платформе, в момент остановки электрички, можно перебежать в другой, уже проверенный вагон. Сегодня безбилетным контролем в поездах электропоездов занимаются сотрудники, работающие в частной пригородной пассажирской компании, но, им-то, как раз, российское законодательство не дозволяет с законным правом потребовать у людей, едущих в электричке, проездной билет. Если оного не находиться, то и штрафовать по нынешнему закону, контролёры тоже не могут. Почему, такие встречи, как правило, заканчиваются очередным препирательством, спором, а дюже ретивые ребята лезут сразу в драку. Мало того, даже, когда проездной документ имеется, но пассажиры не хотят его предъявлять принципиально, поскольку они прекрасно осведомлены с положениями российского законодательства. Все эти ненормальные обстоятельства породили образование неформальных сообществ, куда вошли уже доморощенные, так называемые, «электричкеры». Теперь молодой человек стал, по сути дела, паразитировать, за счёт таких прорех в законодательстве. Суть их сводится к одному, каким способом осуществить проезд на электричке, но без билета. Все эти придуманные способы объедены в единую систему, получившей название «электричкинга».

«Зайцы» в разных странах мира

Трейнсёрферы на поезде в Бангладеш

Индонезийские электропоезда атакуют «трейнсёрферами», они отправляются в поездку со своим комфортом, находясь на внешней стороне вагона. Это может быть вагонная крыша, междувагонное пространство, как правило, хвостового вагона.

Аналогичные способы применяются на электричках, практически, на все маршрутах дальнего, пригородного и городского сообщения. Вся Юго-Восточная Азия на маршрутах железнодорожного транспорта имеет перегруженный пассажирский поток в своих густонаселённых районах. В особенности, это касается индонезийского и индийского государств.

Трейнсёрфинг

На территории нашего родного Отечества наружный способ передвижения на крышах пригородных электричек максимально активизировался в летний период времени, в 2010 году. В том же году во многих регионах российского государства держалась аномальная жара. Ряд маршрутов правительством был отменён по причине нерентабельности работы на них пригородных поездов. В итоге, пассажирский поток значительно возрастает. Желающих отправится в поездку на крыше электропоезда тоже выросло. Таким образом, в России стали тоже почитать «трейнсёрфинг», но если в зарубежных странах данное явление находится вне закона, и правоохранители ему противостоят, то в нашей стране нет даже реальной законодательной базы по данной тематике.

Почему электричку называют «собакой»?

Граффити ' title=

Российская электричка, сравнительно недавно, получила жаргонное прозвище, которую стали называть, как «собака», что сегодня популярно в среде тех, кто отправляется в путь с помощью автостопа, а также в среде футбольных фанатов и в молодёжной среде туристов. В своё время, российская популярная группа «ДДТ», в одной из песен использует означенную терминологию, называется она, как «Ночь Людмила».

Почему, всё-таки, электричку назвали «собакой», существует много версий. Одна из них утверждает, что это произошло потому, электропоезд останавливается, как и собака у каждого придорожного столба. Только животное это делает в силу своей природной необходимости, а железнодорожный транспорт в силу определённых обстоятельств управления движения на путевых линиях.

Северяне утверждают, что название «собака» пошло от собачьих упряжек, которые менялись ездоками в силу тех обстоятельств, когда животным надо было дать время на отдых, или поменять упряжку, чтобы добраться до дальнего пункта назначения, а «электричкеры» прыгают с поезда на поезд в только в силу соблюдения своих личных интересов.

В другой версии можно услышать, что электричка получила свой псевдоним в связи с тем обстоятельством, когда машинист производит торможение, то раздаётся ужасный скрип, очень схожий с собачьим визгом.

Версия с маршрутов, где наблюдается большой пассажирский поток. И тогда в вагоне электропоезда набивается людей столько, что их можно сравнить не только с сельдями в бочке, но с большим количеством собачьих блох в шерсти животного.

В другой версии упоминается о таком псевдониме с незапамятных времён существования Советского Союза, когда использовали электричку для того, чтобы добраться в Ленинград из Москвы. Молодой человек тех времён пересаживался на различные электрички пригородных направлений, постепенно продвигаясь по своему заданному маршруту, используя сообщение до Твери и далее в сторону Чудова, а там и до конечной станции рукой подать.

Билеты тогда на электричку продавались по доступной цене. Мог позволить себе приобрести билет и студент, а в некоторых случаях и вовсе их не брать. В итоге, получались всё те же перекладные на собачьей упряжке. Почему-то лошади, как транспорт, нигде не упоминаются.

Термин «собака» упоминается во времена существования, так называемых, колбасных электричек. Народ тогда на электропоездах отправлялся в столицу Советского Союза за колбасой и мясом.

Авторство этой терминологии отдаётся москвичам, поскольку ленинградцы обзывали свои электрички «электроном». Такое название, в тех землях имело наибольшее распространение.

Ещё одна версия возникла на почве, когда женщину-контролёра обзывали тёткой или собакой, по принципу того, что ей очень часто приходилось ругаться с безбилетными пассажирами, особенно, в конце восьмидесятых годов, двадцатого столетия.

Отличить правду от вымысла всегда было сложно, но возможно.

Читайте также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: