Есть весьма расхожее мнение, поддерживаемое в том числе и самими мусульманами, что собака — животное нечистое. Однако не всё так просто.
По общим правилам собаки являются наджис (нечистота, грязь). Отношение к этому животному в чем-то сродни европейскому отношению к бактериям и микробам — грязь и возможный источник заражения (то, что имеется в виду не физическая грязь, а так сказать, духовная — дело уже десятое). Хадисы однозначно требуют о правоверного мусульманина омовения после прикосновения к собаке, мытья посуды, которую пес держал в зубах или из которой лакал, предостерегают от соприкосновения с экскрементами… Но будем справедливы: чем эти ограничения так уж сильно отличаются от элементарных требований гигиены и санитарии?
С другой стороны, Коран не содержит прямых указаний на особую нечистоту или греховность собаки. Напротив, есть истории, в которых псы играют вполне благородную роль, например, охраняют благочестивых юношей, спящих в пещере. Есть и красивая притча о том, как Аллах простил грехи человеку, напоившему в пустыне собаку.
Основная причина, по которой мусульмане собак не жалуют, заключена в следующем хадисе:
Однако тут нет ни слова о том, что пёс — это плохо. Исходя из буквального толкования хадиса, любая собака не предназначена для проживания в одном доме с человеком. На улице — в будке, вольере, специально отведенном помещении — пожалуйста, в доме или квартире — нет.
Только и всего.
Есть и еще один хадис:
Отсюда: собака — животное не запретное (харам), а просто нежелательное (макух). При этом «нежелательность» не распространяется на собаку, приносящую человеку пользу — охранник, охотник, сторож, поводырь и тому подобное. Нежелательно содержание пса просто в качестве развлечения, для получения денег (например, для собачьих боев) или «для души» (компаньона, без явной пользы).
Так что в исламе отношение к собакам чисто утилитарное: проносят пользу человеку (охраняют дом, помогают охотиться и тому подобное) — хорошо и правильно, ничего подобного не делают — не нужны и даже вредны. Исходя из этого, однозначно под запретом все собаки декоративных пород, а собаки служебные и охотничьи — позволительны и содержать их можно.
Только не в доме (квартире) и с соблюдением некоторых ограничений, в основном, ритуального свойства (вроде омовения после «тесного общения» с псом, особенно, перед намазом или походом в мечеть).
Однако у любых правил есть исключения. Есть они и здесь: имеется в исламе порода, которая никогда не считается нечистой и содержание которой — совершенно правильное и даже благое дело. Эта — борзая, используемая для охоты.
Речь, в основном, идет о салюки (персидских борзых), но распространяется это исключение и на прочих азиатских борзых, например, арабских (слюги).
Слюги — порода древняя (не меньше пяти тысяч лет) и редкая. Родина ее — Ближний Восток и Северная Африка. Это красивая короткошерстная собака с висячими ушами и высокими тонкими ногами. Окрас — рыжий, допустимы черные полосы и пятна в виде маски или чепрака. Характерная черта — длинная и узкая морда и большие немного грустные глаза.
Она стройна, изящна и величественна, а еще невероятно быстра и вынослива. К чужим — неприветлива и недоверчива, своим — предана, хотя и независима.
Кстати, о том, почему эти собаки — именно такие, существует весьма интересная легенда.
В отличие от прочих «бегунов» слюги умеют бегать не просто очень быстро, но и долго (не снижая темпа), и довольно резко маневрируют. Это собака охотничья, но может быть и пастушьей, и охранной.
Отношение к слюги всегда было особенным. Эту собаку не только не прогонят, но и приласкают (насчет возможности запустить в дом — сказать сложно, а вот в шатры — запускали). Её согревали одеялами, украшали драгоценностями и даже разрисовывали хной.
Салюки — борзая персидская или газелья — очень близка к арабским борзым. Они не менее красивы и не менее древние, но более распространенные. Когда-то арабы распространили их по всему Ближнему Востоку и даже Средней Азии и в Китае.
По внешнему виду салюки очень похожа на слюги, разве что шерсть у нее подлиннее и окрасов поболее (рыжий, черный, палевый и даже белый и все их комбинации). Она также быстра и очень вынослива (хотя обычно на охоту этих собак привозили на лошадях или верблюдах (а сейчас — на машинах), салюки может гнать зверя часами). Они также ласковы и молчаливы, внешне независимы и к чужим недоверчивы.
Несмотря на внешнее сходство, генетически салюки почти не связаны со слюги. Это породы разные. А вот между салюки и другими азиатскими борзыми — родство есть и близкое. Скажем, практически доказано, что именно салюки были прародителями среднеазиатской или туркменской (казахской) борзой (тазы).
Борзые (салюки, слюги, тазы) у принявших ислам народов удивительное исключение из общих правил. Эти собаки нечистыми не считаются — их и в дом запустить можно и омовения после прикосновения к нем (даже к пасти) не требуется.
Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах мусульман описывают собак совсем иначе
ДУШАНБЕ, 2 июл — Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.
Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.
С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.
Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.
Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о «лучших друзьях человека» и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.
Что говорится о собаках в Коране
В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.
Взглянем подробнее. В суре «Аль-Араф» говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и «подобен положению пса», который следует самым примитивным и низменным желаниям.
Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.
Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания — видео
Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.
Об этом прямо говорится в суре » Аль-Маида» (5:4) – «что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха». Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.
Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре «Асхаб аль-Кахф» (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.
Толкование слов Пророка о собаке
Маленький щенок сидит на ковре
Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.
Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.
В «Сахих Муслима», втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.
А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат — смешное видео
«Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан».
Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.
Личный архив Яны Задорожной
Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.
«Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».
Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами
Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых — Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, — будут уменьшаться на два карата.
Ислам собак не осуждает
Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.
Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе:
«Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.). Слушатели Мухаммада спросили: «О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».
Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость — видео
А в книге известного средневекового имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.
©
Фото : Из личного архива Хуршеда Темирова
У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».
То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются «нечистыми» являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.
Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.
А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Статья рассказывает о том, почему многие мусульмане Кавказа считают собаку «грязным животным, лучше которого только свинья».
Немного отвлекаясь от темы. Большинство людей убеждено, что иудеям, например, нельзя есть свинью потому, что это — грязное животное. На самом деле это не так. В Торе (Пятикнижии Моисея) четко описано, каких животных из млекопитающих можно есть — тех, у кого раздвоены копыта, и которые «жуют жвачку». Поэтому корову/козу/овцу, например, есть можно, т.к. они «жуют жвачку» и у них раздвоенные копыта. Такие животные называются «кошерные», т.е. дозволенные. А кита, дельфина, барсука есть нельзя. Такие животные называются «некошерные», т.е. недозволенные. Свинья — это единственное животное, у которого двойные копыта, но оно не жует жвачку. Именно поэтому евреи не едят свинину, а не потому, что она «грязная».
Для того, чтобы понять, какое отношение к собаке в исламе, нужно взглянуть на то, что говорит о собаках священная книга мусульман — Коран. А ничего плохого Коран о собаках не говорит. Более того, в Коране сказано, что если собака убила во время охоты какое-то животное, то такое животное считается дозволенным в пищу. Странно было бы разрешать в Коране есть пищу после «проклятого животного».
Но в исламе есть еще один авторитетный источник — это хадисы. Хадисы — это деяния и высказывания мусульманского пророка Мухаммада, которые были переданы через его сподвижников. Если дословно не цитировать Мухаммада, а просто передать смысл, то мы получаем следующее:
- Собак запрещено покупать и продавать. Их можно только дарить.
- Если собака коснулась человека, а человек хочет совершить молитву, то человек должен сделать омовение. (Именно по этой причине большая часть мусульман не держит собак в квартире. Хотя никакого запрета на это нет, нужно просто после контакта с собакой перед молитвой совершать омовение).
- Собаку запрещено держать для развлечения и можно держать лишь в одном из 3 случаев: для охоты, для охраны, для выпаса скота. (Именно поэтому пастухи на Кавказе свободно держат овчарок, а у арабов и жителей Средней Азии так много борзых пород собак).
- Нельзя держать черную собаку. Это — чисто исламская тема. В исламе черная собака считается шайтаном (бесом, если по-русски).
На фото — типичный шайтан…)))
Что же касается жестких мер, то разрешено убивать лишь ту собаку, которая агрессивна к человеку (что логично) и черную собаку (потому что по исламу она считается бесом во плоти).
P.S: Среди людей нерелигиозный существует мнение, что подобное отношение исламского пророка Мухаммада к собакам было вызвано желанием отличиться от зороастрийцев.
Зороастризм — это монотеистическая (вера в одного бога) религия, которая в то время была очень распространена в Азии, особенно у персов. Это учение Заратустры — пророка зороастризма — о едином боге по имени Ахура Мазда.
Заратустра
Священная книга зороастрийцев называется Авеста. И вот в этой Авесте описано отношение к собаке, как к святому животному. Например, вот несколько цитат про собак из Авесты:
«Умом собаки держится мир».
«Собака — сторож и друг, данный тебе… она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».
Спасибо за внимание! Если понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь!
С древних времён люди в своих жилищах держат домашних животных. Они приносят своим хозяевам определённую пользу, которая заключается в моральном успокоении или же в реальной оказываемой ими помощи.
В разных культурах отношение к тем или иным животным разное – вплоть до того, что в некоторых странах определённые виды животных возведены в ранг священных.
Наиболее распространённые домашние животные – это кошки и собаки, в связи с чем рассмотрим подробнее, как к ним относится ислам.
Кошки в исламе
Эти представители семейства кошачьих являются домочадцами людей с древнейших веков. Во времена Пророка Мухаммада (с.г.в.) у арабов это также было нормой. С началом исламского периода Посланник Аллаха (с.г.в.) закрепил за мусульманами право держать кошек в качестве домашних животных. Известно также, что и у самого него была кошка, с которой произошла весьма интересная история:
Однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.), собираясь на молитву, обнаружил, что на крае его одежды спит его кошка. В тот момент он торопился на намаз, но в то же время не хотел тревожить животное. И выходом из сложившейся ситуации был найден быстро: Божий Посланник (с.г.в.) решил отрезать ту часть своей одежды, на которой лежала домашняя любимица.
Кроме того, один из известных сподвижников Посланника Всевышнего (с.г.в.), передавший огромное количество хадисов, получил прозвище «Абу Хурайра» (р.а.), что в переводе означает «отец кошечки». Его так назвал Пророк (с.г.в.) за то, что тот в рукаве постоянно носил свою кошку.
Обе истории наглядно демонстрируют нам, что к кошкам мусульманин должен относиться должным образом, как это делал лучший из людей. Кроме того, в исламе категорически запрещается жестокое обращение с животными (за исключением необходимой обороны). За совершение такого греха человек может оказаться в Адском пламени, ибо Всевышний велел верующим относиться хорошо не только к людям, но и ко всем Своим творениям.
В сборнике хадисов Бухари приводится история, как одна женщина была брошена в Геенну за то, что заперла своего кота и морила его до тех пор, пока тот не умер от голода.
Дозволенность содержания кошек в домашних условиях обусловлена также и тем, что они, по мнению большинства богословов, являются чистыми животными, а значит не могут доставить никакие трудности с позиции соблюдения религиозной практики. Например, вода, к которой притрагивалась кошка, признаётся пригодной для омовения. Подтверждается это хадисом, передаваемым со слов Аиши (р.а.): «Посланник Господа (с.г.в.) пояснял: «Воистину, они (кошки) не являются нечистыми, и они из тех, кто окружают вас». И я видела, как посланник Всевышнего (с.г.в.) делал тахарат водой, которая осталась после неё» (приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Если кошка оближет посуду, которой пользуются люди, её будет достаточно помыть один раз, о чём свидетельствует хадис, упоминаемый в сборниках Бухари и Муслима.
Дозволено также совершать молитву, если кошка облизала руку человека, но в такой ситуации лучше помыть то место, где коснулось животное, но это не считается обязательным.
В то же время часть мусульманских учёных считает кошек нечистыми животными, так как они хищники, а значит, могут употребить в пищу что-либо из наджаса (нечистот), например, внутренности своей жертвы. Отсюда, прикосновение языка кошки к воде или же к человеку также является нечистым. Однако данного мнения придерживается меньшинство богословов.
Собака у мусульман
В некоторых кругах сегодня бытует мнение, что якобы ислам призывает к жестокому обращению с собаками по причине того, что они нечистые. Сторонники такой позиции приводят хадис, в котором сказано: «Если бы собаки не были общиной, я бы повелел уничтожить их» (ат-Тирмизи).
Но при этом многие мусульманские учёные утверждают, что ислам является религией добра, а значит, верующим следует хорошо относиться ко всем творениям Господа. В качестве подтверждения своей позиции они приводят слова Посланника Всевышнего (с.г.в.): «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья или кого-нибудь выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Создателем в Судный День» (Насаи). Как утверждают, некоторые богословы, данный хадис отменил действие предыдущего, поскольку в то время собаки несли в себе большую опасность, а затем со временем они в большинстве своём стали безопасными для людей, что мы наблюдаем и в наши дни.
Кроме того, подтверждением такой позиции служит хадис, в котором Пророк (с.г.в.) рассказал следующую историю:
Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное. За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи». Услышав данную историю, сподвижники задали вопрос: «Неужели и за животных мы получим награду?» На что Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду (Бухари).
Таким образом, ислам предписывает нам обращаться достойным образом со всеми существами. Однако в отношении содержания собак в домашних условиях есть ряд важных ограничений.
Во-первых, нежелательно держать собаку просто так, т.е. без извлечения какой бы то ни было пользы. В хадисе говорится, что у тех, кто станет держать собаку, за исключением пастушьей или охотничьей, их благие деяния будут уменьшены на 2 кирата. В одном из хадисов Муслима к данному перечню также добавляются и охранные (сторожевые) собаки.
В современных условиях люди также научились извлекать и иные пользы от собак, например, оказание помощи незрячим при передвижении или же обезвреживание минных устройств. В целом, если человек содержит домашнего питомца с целью извлечения какой-либо практической пользы, то его благие деяния не уменьшаются.
Во-вторых, важно учитывать, что собачья слюна причисляется в исламе к нечистотам. Доказательством служит хадис: «Если собака поест из посуды кого-либо из вас, то помойте эту посуду 7 раз, первый из которых – землёй» (приводится в сборниках Бухари, Муслима и Насаи). А при попадании слюны «друга человека» на одежду или тело, мусульманину необходимо промыть данное место тщательным образом.
Относительно другого побочного явления при содержании собак – шерсти, которая во время линьки распространяется по всему жилищу, мнения мусульманских учёных разнятся. Одни считают, что нечистотами следует считать лишь слюну, мочу и помёт. В качестве довода они приводят вышеуказанный хадис, в котором речь идёт исключительно о слюне собаки. Другие же алимы полагают, что наджасом будет всё тело собаки, поскольку умываясь своей слюной, она может задеть любую часть тела, которая также станет нечистой.
В-третьих, нежелательно совершать намаз в одном помещении с собакой. В известном хадисе упоминается, что «ангелы не входят в те дома, в которых присутствует собака или изображение (животного)» (Ибн Маджа). То есть если у вас дома живёт собака, то лучше читать молитву в той комнате, в которую она не заходит. Кроме того, желательно пользоваться молельным ковриком, чтобы обезопасить себя от попадания шерсти животного на тело и одежду. Впрочем, канонического строгого запрета на этот счёт нет.
Таким образом, Шариат не возбраняет содержать домашних животных. Все живые существа являются творениями Всевышнего, следовательно каждый мусульманин обязан относиться к ним должным образом.