Отношения каких организмов служат примером симбиоза клеща и собаки

Отношения каких организмов служат примером симбиоза клеща и собаки thumbnail

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии

2020-2021 учебный год.

11 класс

Время выполнения 90 минут.

Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе «матрица ответов».

Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Желаем успехов!

Максимальное количество баллов – 79.

Часть 1. Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1. В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по:

А) строение и составу; В) плотности и массе;

Б) выполняемым функциям; Г) расположению в цитоплазме.

  1. Что служит доказательством единства происхождения органического мира?

А) наличие органических и неорганических веществ;

Б) существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни;

В) сходство в строении клеток организмов разных царств;

Г) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах.

  1. Каковы конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена?

А) углекислый газ и вода; В) триглецириды и аммиак;

Б) мочевина и молочная кислота; Г) аминокислоты и глюкоза.

  1. Клеточная инженерия занимается:

А) создание чистых линий;

Б) пересадкой ядер соматических клеток в яйцеклетки;

В) получением гетерозисных организмов;

Г) синтезом новых генов и внедрением их в клетки бактерий.

  1. Анализ стадий эмбриогенеза позвоночных животных служит основой для изучения их:

А) особенностей размножения; В) модификационной изменчивости;

Б) уровня обмена веществ; Г) эволюционного происхождения.

  1. Микориза – это:

А) паразит, живущий за счет других организмов;

Б) симбиоз мицелия с корнями растений;

Б) болезнь растения, вызванная грибами;

Г) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело.

  1. Взрослая особь человеческой аскариды обитает в:

А) желудке; Б) надпочечниках; В) кишечнике; Г) легких.

  1. Внутренняя оболочка сердца, выстилающая его камеры, называется:

А) эпикардом; Б) эндокардом; В) миокардом; Г) перикардом.

  1. Что характерно для внешнего торможения:

А) формируется в нейронах вегетативной нервной системы;

Б) образуется под влиянием условного раздражителя;

В) появляется при возникновении сильного раздражителя;

Г) не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги.

  1. Стабилизирующая форма естественного отбора способствует:

А) полному вытеснению редких рецессивных мутаций;

Б) сохранению в популяции среднего значения признака;

В) формированию новых признаков;

Г) увеличению внутривидового разнообразия.

  1. Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека – это:

А) аналогичные органы; Б) гомологичные органы; В) атавизмы; Г) рудименты.

  1. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

А) клеща и собаки; В) щуки и карася;

Б) сосны и маслят; Г) растения росянки и насекомого.

  1. Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают:

А) климатические условия; В) сезонные изменения в природе;

Б) природные катаклизмы; Г) живые организмы.

  1. Кислотные дожди наиболее опасны для:

А) ивы; Б) липы; В) сосны; Г) березы.

  1. Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

    1. В световой фазе происходит преобразование энергии света в энергию химических связей глюкозы.

    2. Реакции темновой фазы протекают на мембранах тилакоидов, в которые поступают молекулы углекислого газа.

А) верно только 1; В) верны оба суждения;

Б) верно только 2; Г) оба суждения неверны.

16. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:

А) автотрофами; Б) всеядными животными; В) фильтраторами; Г) хищниками.

17. Основная часть мезодермы плоских червей приходится на:

А) кожный покров; Б) мускулатуру; В) нервную систему; Г) паренхиму.

18. Кровеносная система кольчатых червей:

А) незамкнутая;

Б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

В) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

Г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.

19. У дождевого червя кровь:

А) не содержит специальных пигментов;

Б) содержит свободный гемоглобин;

В) содержит эритроциты с гемоглобином;

Г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

20. Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:

А)каракатицы; Б) осьминоги; В) кальмары; Г) наутилусы.

21. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

А) ракообразных; Б) паукообразных; В) насекомых; Г) многоножек.

22. В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:

А) 14 хромосом; Б) 24 хромосомы; В) 34 хромосомы; Г) 44 хромосомы.

23. Ядовитые железы паука находятся:

А) у основания хелицер; В) в передней части брюшка;

Б) у основания ног; Г) в задней части брюшка.

24. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

А) комнатная муха; Б) постельный клоп; В) медведка; Г) рыжий муравей.

25. Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:

А) стрекоза; Б) мясная муха; В) комар звонец; Г) жук плавунец.

26. Рабочие пчелы являются:

А) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

Б) самками, у которых на развиты половые железы;

В) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

Г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

27. Ланцетники живут:

А) только в теплых морях;

Б) только в теплых пресных водоемах;

В) в холодных морях высокой солености;

Г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.

28. От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:

А) только одна дуга аорты; В) одна дуга аорты и легочная артерия;

Б) только две дуги аорты; Г) две дуги аорты и легочная артерия.

29. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

А) чешуя; Б) печень; В) кишечник; Г) плавательный пузырь.

30. Первая публичная акция по посадке именных деревьев состоялась в Архангельске в 1995 году, когда ветераны посадили пятьдесят деревьев в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Какие это были растения?

А) лиственницы; Б) березы; В) груши; Г) ели.

Часть 2. Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.

1. Для клеток образовательной ткани характерно наличие: I. тонких клеточных стенок:

II) большого числа рибосом; III) крупной вакуоли; IV) хлоропластов; V) маленького ядра.

А) I, II; Б) II, III, V; В) III, IV, V; Г) I, IV, V.

2. В семенах растений могут запасаться:

I) белки; II) ДНК; III) крахмал; IV) глюкоза; V) жиры.

А) I, II, V; Б) I, II, IV; В) II, IV, V; Г) I, III, V.

3. Орган слуха представлен только внутренним ухом у:

I) речного окуня; II) травяной лягушки; III) миноги; IV) прыткой ящерицы;

V) гребенчатого тритона.

А) I, II, V; Б) I, II, IV; В) II, IV, V; Г) I, III.

4. Проходят в своём развитии стадию личинки:

I) сизый голубь; II) прыткая ящерица; III) каспийская минога; IV) полевая мышь; V) обыкновенный тритон.

А) I, II, V; Б) II, III, V; В) II, III, IV; Г) III, V.

5. Ферменты, расщепляющие белки, выделяются:

I) слюнными железами; II) железами желудка; III) поджелудочной железой;

IV) печенью; V) железами тонкого кишечника.

А) I, II, III; Б) II, III, IV; В) II, III, IV, V; Г) II, III, V.

6. Ядра парасимпатической нервной системы лежат:

I) среднем мозге; II) продолговатом мозге; III) шейном отделе спинного мозга; IV) грудном отделе спинного мозга; V) крестцовом отделе спинного мозга.

А) I, II, V; Б) II, III, IV; В) IV, V; Г) II, V.

7. Клетки живых организмов активно поглощают ионы:

I) натрия; II) калия; III) хлора; IV) фосфата; V) сульфата.

А) II, IV; Б) I, II, V; В) I, II, III, IV; Г) II, III, IV.

8. ДНК содержится в:

I) хромосомах; II) лизосомах; III) митохондиях; IV) хлоропластах; V) аппарате Гольджи.

А) II, III, IV; Б) I, III, IV, V; В) I, III, V; Г) I, III, IV.

9. Белки, выполняющие транспортную функцию, это:

I) сывороточный альбумин; I) гемоглобин; III) миоглобин; IV) гамма-глобулин; V) фибриноген.

А) I, II; Б) I, II, IV, В) II, IV; Г) I, II, IV, V.

10. В мейозе хромосомы состоят из одной хроматиды на стадии:

I) анафазы I; II) телофазы I; III) метафазы II; IV) анафазы II; V. телофазы II.

А) I, II, IV, V; Б) II, V; В) I, IV; Г) IV, V.

Часть 3. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

2. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

3. Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

4. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

5. Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.

6. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

7. Железы внешней секреции выделяют гормоны.

8. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки — реципиент.

9. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

10. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

11. Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.

12. Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.

13. Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.

14. Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

15. Усики гороха и усики огурца — гомологичные органы.

Часть 4. При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

1. Установите соответствие между характеристикой органоида (1-5) и его видом (А-Б):

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА ВИД ОРГАНОИДА

1) система канальце, пронизывающих цитоплазму А) комплекс Гольджи

2) система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков Б) эндоплазматическая сеть

3) накапливает продукты биосинтеза белков

4) на мембранах могут размещаться рибосомы

5) участвуют в образовании лизосом

6) обеспечивает выведение органических веществ из клетки

Характеристика органоида

1

2

3

4

5

6

Вид органоида

2. Установите соответствия между характеристикой (1-6) и способом видообразования (А-Б);

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

1) изменение исходного ареала вида А) географическое

2) освоение новой среды обитания внутри ареала исходного вида Б) экологическое

3) пространственная изоляция популяций

4) изменение пищевых потребностей популяции

5) расхождение признаков в популяциях на границах ареала

6) возникновение приспособлений в связи с освоением засушливых мест обитания

Характеристика

1

2

3

4

5

6

Способ видообразования

3. Установите соответствие между факторами среды (1-5) и их характеристикой (А-Б):

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ

1) постоянство газового состава атмосферы А) абиотический

2) увеличение численности консументов Б) биотический

3) изменение атмосферного давления

4) симбиоз гриба и дерева

5) таяние снега весной

Характеристика

1

2

3

4

5

Факторы среды

4. Установите соответствие между процессом пищеварения (1-6) и отделом пищеварительного канала (А-В), в котором он протекает:

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА

1) обработка пищевой массы желчью А) желудок

2) всасывание основной части воды Б) тонкая кишка

3) расщепление белков и некоторых видов жиров В) толстая кишка

4) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

5) расщепление клетчатки

6) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

Процесс пищеварения

1

2

3

4

5

6

Отделы пищеварительного тракта

5. Установите соответствие между признаками (1-5) и тканью растений (А-Б):

ПРИЗНАК                                                                                             ТКАНЬ

1)   составляет большую часть стебля дерева                                  А) Древесина

2)   обеспечивает транспорт органических веществ                        Б) Луб

3)   ее проводящие элементы представляют собой живые клетки

4)   переносит вещества от корня в стебель

5)   обычно расположена ближе к поверхности стебля

Признак

1

2

3

4

5

Ткань

Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

по биологии.

2020/21 учебный год

11 класс

Часть 1. (30 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

Часть 2. (20 баллов)

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Часть 3. (15 баллов)

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ДА

НЕТ

Часть 4. (14 баллов)

1. (3 балла)

Характеристика органоида

1

2

3

4

5

6

Вид органоида

2. (3 балла)

Характеристика

1

2

3

4

5

6

Способ видообразования

3. (2,5 балла)

Характеристика

1

2

3

4

5

Факторы среды

4. (3 балла)

Процесс пищеварения

1

2

3

4

5

6

Отделы пищеварительного тракта

5. (2,5 балла)

Признак

1

2

3

4

5

Ткань

Анонимный вопрос

19 апреля 2018  · 10,2 K

Имею психологическое образование. Интересуюсь устройством мира.

Симбиозом называют взаимоотношения между организмами, в процессе которых, хотя бы один из них получает пользу. Такие отношения бывают нескольких видов:

-мутуализм, когда оба организма получают пользу;

-комменсализм, когда пользу получает только один из них;

-аменсализм, когда один получает пользу, другому наносится вред.

Примером мутуализма может быть перенос птицами семян. Птицы употребляют в пищу плоды растений, и разносят семена. Выгоду получают и растения и птицы.

Примером комменсализма служат гиены, они доедают остатки пищи львов, львы при этом, ничего не выигрывают.

Аменсолизмом можно считать отношения деревьев и мха.

Нет, по вашему описанию аменсализм это паразитизм. При аменсализме один организм ничего не получает, как… Читать дальше

Какие живые организмы относятся к прокариотам?

Образование: высшее (бакалавр + магистр). Увлечения: спорт, путешествие, кофе:)

Прокариоты (лат. Procaryota, от др.-греч. πρό «перед» и κάρυον «ядро»), или доядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). (Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокариоты)

К прокариотам относятся бактерии и цианеи (сине-зеленые водоросли).

Например: кишечная палочка (бактерия), серая анаэробная бактерия (архея).

В чем отличие между либерализмом и социализмом?

dreamfreedom.ru t.me/politdela

Либерализм и социализм – это две единственные крупные и к тому же противостоящие друг другу доктрины общественного развития. Они являются базовыми мировоззренческими системами. Это означает, что каких бы взглядов человек ни придерживался, в своей основе это будут взгляды либо либеральные, либо социалистические. Исключение составляет разве что доктрина абсолютизма, представляющая собой аполитичную форму авторитаризма.

Только у либерализма и социализма есть собственные экономическая теория, эпистемология и социология (чего нет у абсолютизма). Все остальные политические или экономические концепции либо фокусируются на ограниченном наборе идей, либо заимствуют их у этих двух доктрин. Например, консерватизм в идейном отношении существует за счет либерализма, избавив себя от необходимости создавать для своих взглядов новую теоретическую основу. Равным образом идейные корни фашизма и национал-социализма, как вообще всех коллективистских теорий, уходят в социализм.

В практической жизни либерализм проявляет себя в виде рыночной экономики, основанной на частной собственности и свободном предпринимательстве, в виде демократического устройства власти (разделение властей, политический плюрализм) и в признании индивидуализма и гражданских прав и свобод.

Социализм является корневой платформой для многих концепций (марксизм, маоизм, ленинизм, троцкизм, социал-демократия, синдикализм, анархизм, фашизм, национал-социализм, постмодернизм, демократический социализм и др.), общими для которых являются идеи коллективной (государственной) собственности и планирования экономики, перераспределения общественных ресурсов в интересах абстрактной справедливости, отрицания индивидуализма, ограничение гражданских прав и свобод, деление общества на социальные группы угнетенных и угнетаемых и противопоставление их друг другу.

Более неоднозначным является положение социал-демократии – наиболее крупного сегмента социализма с точки зрения численности его сторонников. Более 100 лет тому назад социал-демократия отказалась от экстремистской формы социализма – марксизма – и приняла все основные идеи либерализма (рынок, демократия, права и свободы), однако, сохранила верность социалистической идее перераспределения общественных благ ради справедливости, что проявляется в навязывании высоких налогов и государственных расходов, которые всегда существенно ограничивают рост экономики.

Различие между либерализмом и социализмом заключается еще и в том, что первый лишь описывает человеческую деятельность и вытекающие из нее закономерности и следствия, в то время как второй искусственно формулирует свои собственные закономерности общественного развития, принуждая человека им подчиняться.

В социализме человек существует только ради воплощения идеи-утопии. В либерализме человек является источником организации своей жизни ради собственного благополучия.

Поэтому социализм воспитывает человека. Либерализм идет за ним.

Социализм уравнивает всех в бедности. Либерализм в различной степени дает богатство каждому.

Прочитать ещё 5 ответов

Зачем нам врали об эволюции человека?

Веб-разработчик, интересуюсь популяризацией науки

Прочитав ответы я просто поражаюсь тому, как люди, получившие минимум 9 классов образования, несут такую чушь.

Слово «теория» в науке не подразумевает неопределенность. Вышеответившие ошибочно путают слово «теория» со словом «гипотеза», явно прослеживается логическая ошибка подмены понятий.

Есть факты:

  • Жизнь на Земле появилась более 2 миллиардов лет назад.

  • Жизненные формы изменялись и приобретали разнообразие на протяжении всей истории жизни.

  • Виды связаны друг с другом через общее происхождение от одного или нескольких общих предшественников.

  • Естественный отбор — важный фактор, влияющий на изменение видов.

Например, происхождение человека. Материал из лекции Станислава Дробышевского, антрополога и кандидата биологических наук.

Для начала уточнение — человек не произошел от обезьяны. У человека и обезьяны общие предки, которые достаточно давно разошлись, еще в период миоцена, семь-восемь миллионов лет назад. Мы родственники, но обезьяны пошли в одном направлении, а мы, люди, в другом. Человекообразные обезьяны появились около 25–26 миллионов лет назад. Они довольно сильно отличались от современных. Это весьма существенно, поскольку часто люди считают, что существует человек и некая абстрактная обезьяна.

На самом деле обезьяны крайне разнообразны, и эти древнейшие человекообразные обезьяны по многим признакам были похожи на современного человека. Больше, чем, например, современные шимпанзе на этих древних обезьян. То есть человек в своем строении сохранил массу очень примитивных особенностей.

Около 4 миллионов лет назад австралопитеки доэволюционировали до стадии грацильных австралопитеков. Это были существа от метра до полутора метров ростом. И в их строении было замечательное сочетание: ниже головы это были почти люди, а голова была еще обезьянья. Самое главное, у них был обезьяний объем мозга — 400–500 граммов, как у шимпанзе и горилл. Эти существа еще не изготавливали орудия труда. Но поскольку они были уже полноценно прямоходящими, то руки у них были свободны и они ими что-то делали. Что именно — науке пока точно не известно. Но, поскольку и современные шимпанзе изготавливают орудия труда и используют их, видимо, подобное делали и грацильные австралопитеки.

В настоящее время самая актуальная область антропологии — это поиск связей предков современного человека с другими древними людьми, которые параллельно с нашими предками существовали на планете.

Есть отличная схема этих связей: antropogenez.ru

Утверждения о том, что теория эволюции — это ложь, не заслуживают внимания, потому что её критики не приводят никаких научных оснований, в отличие от огромного груза научных данных в пользу этой теории.

Прочитать ещё 12 ответов

Как веганы относятся к бактериям?

Классически веганы не обращают внимания на содержание бактерий и простейших в пище (естественно не превышающего нормы). Но есть такая религия Джайнизм, которая подразумевает любовь ко всему живому. Так вот они фильтруют воду, чтобы не выпить бактерий, подметают перед собой дорогу, чтобы ни на кого не наступить и вообще стараются меньше двигаться. Они строгие вегетарианцы, считающие, что человек обладает пятью чувствами, животное четырьмя, а  растение одним и из этого делают вывод, что лучше пожалеть более чувствительное существо.

Фактически они стараются минимизировать своё влияние на природу полностью, а монахи дают, даже, обед безбрачия, потому что считают что во время эякуляции погибает 75 миллионов живых существ и миллионы бактерий в женских половых путях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: