Порода собак для мусульман

Есть весьма расхожее мнение, поддерживаемое в том числе и самими мусульманами, что собака — животное нечистое. Однако не всё так просто.

По общим правилам собаки являются наджис (нечистота, грязь). Отношение к этому животному в чем-то сродни европейскому отношению к бактериям и микробам — грязь и возможный источник заражения (то, что имеется в виду не физическая грязь, а так сказать, духовная — дело уже десятое). Хадисы однозначно требуют о правоверного мусульманина омовения после прикосновения к собаке, мытья посуды, которую пес держал в зубах или из которой лакал, предостерегают от соприкосновения с экскрементами… Но будем справедливы: чем эти ограничения так уж сильно отличаются от элементарных требований гигиены и санитарии?

С другой стороны, Коран не содержит прямых указаний на особую нечистоту или греховность собаки. Напротив, есть истории, в которых псы играют вполне благородную роль, например, охраняют благочестивых юношей, спящих в пещере. Есть и красивая притча о том, как Аллах простил грехи человеку, напоившему в пустыне собаку.

Основная причина, по которой мусульмане собак не жалуют, заключена в следующем хадисе:

Порода собак для мусульман

Однако тут нет ни слова о том, что пёс — это плохо. Исходя из буквального толкования хадиса, любая собака не предназначена для проживания в одном доме с человеком. На улице — в будке, вольере, специально отведенном помещении — пожалуйста, в доме или квартире — нет.

Только и всего.

Есть и еще один хадис:

Порода собак для мусульман

Отсюда: собака — животное не запретное (харам), а просто нежелательное (макух). При этом «нежелательность» не распространяется на собаку, приносящую человеку пользу — охранник, охотник, сторож, поводырь и тому подобное. Нежелательно содержание пса просто в качестве развлечения, для получения денег (например, для собачьих боев) или «для души» (компаньона, без явной пользы).

Так что в исламе отношение к собакам чисто утилитарное: проносят пользу человеку (охраняют дом, помогают охотиться и тому подобное) — хорошо и правильно, ничего подобного не делают — не нужны и даже вредны. Исходя из этого, однозначно под запретом все собаки декоративных пород, а собаки служебные и охотничьи — позволительны и содержать их можно.

Только не в доме (квартире) и с соблюдением некоторых ограничений, в основном, ритуального свойства (вроде омовения после «тесного общения» с псом, особенно, перед намазом или походом в мечеть).

Однако у любых правил есть исключения. Есть они и здесь: имеется в исламе порода, которая никогда не считается нечистой и содержание которой — совершенно правильное и даже благое дело. Эта — борзая, используемая для охоты.

Речь, в основном, идет о салюки (персидских борзых), но распространяется это исключение и на прочих азиатских борзых, например, арабских (слюги).

Слюги — порода древняя (не меньше пяти тысяч лет) и редкая. Родина ее — Ближний Восток и Северная Африка. Это красивая короткошерстная собака с висячими ушами и высокими тонкими ногами. Окрас — рыжий, допустимы черные полосы и пятна в виде маски или чепрака. Характерная черта — длинная и узкая морда и большие немного грустные глаза.

Она стройна, изящна и величественна, а еще невероятно быстра и вынослива. К чужим — неприветлива и недоверчива, своим — предана, хотя и независима.

Кстати, о том, почему эти собаки — именно такие, существует весьма интересная легенда.

Порода собак для мусульман

В отличие от прочих «бегунов» слюги умеют бегать не просто очень быстро, но и долго (не снижая темпа), и довольно резко маневрируют. Это собака охотничья, но может быть и пастушьей, и охранной.

Отношение к слюги всегда было особенным. Эту собаку не только не прогонят, но и приласкают (насчет возможности запустить в дом — сказать сложно, а вот в шатры — запускали). Её согревали одеялами, украшали драгоценностями и даже разрисовывали хной.

Салюки — борзая персидская или газелья — очень близка к арабским борзым. Они не менее красивы и не менее древние, но более распространенные. Когда-то арабы распространили их по всему Ближнему Востоку и даже Средней Азии и в Китае.

По внешнему виду салюки очень похожа на слюги, разве что шерсть у нее подлиннее и окрасов поболее (рыжий, черный, палевый и даже белый и все их комбинации). Она также быстра и очень вынослива (хотя обычно на охоту этих собак привозили на лошадях или верблюдах (а сейчас — на машинах), салюки может гнать зверя часами). Они также ласковы и молчаливы, внешне независимы и к чужим недоверчивы.

Несмотря на внешнее сходство, генетически салюки почти не связаны со слюги. Это породы разные. А вот между салюки и другими азиатскими борзыми — родство есть и близкое. Скажем, практически доказано, что именно салюки были прародителями среднеазиатской или туркменской (казахской) борзой (тазы).

Борзые (салюки, слюги, тазы) у принявших ислам народов удивительное исключение из общих правил. Эти собаки нечистыми не считаются — их и в дом запустить можно и омовения после прикосновения к нем (даже к пасти) не требуется.

Салюки, персидская борзая, газелья собака Яндекс-картинки

Уважаемые читатели, переходим ко второй части нашего обзора.

В первой мы рассказали о собаках — пастухах и охранниках. Вторая посвящена охотничьим породам. Тем, которые на Востоке ценились дороже золота. И если пес-пастух довольствовался «объедками с барского стола», а за отсутствием таковых не брезговал в степи сурком или сусликом, то отношение к охотничьим собакам было иным.

Собственно, они и не считались собаками, «нечистыми животными». Борзые, как и ловчие соколы и породистые лошади были даром Аллаха. По отношению к борзым не употреблялось обращение «аль кальб» — «собака», их называли «аль хур» — «чистый, благородный».

Борзые пользовались особыми привилегиями. Погладив борзую, правоверный мусульманин мог не совершать омовений, при этом он не терял телесной чистоты, как это было при соприкосновении с животным любой другой породы.

Считалось недопустимым уложить борзую на землю или оставить на улице. И жили они вместе с человеком, независимо от того, был ли это дворец хана или дом простолюдина. В древности о них слагали стихи. Одно из самых ранних упоминаний о борзых относится к XI веку.

Как мне прославить салукийца. который мне принадлежит?

Его охотничья удача ввек от него не убежит!

Все лакомства, что я имею. мои охотничьи трофеи —

Его заслуга и добыча, мой гость его трудами сыт.

Когда отбросив прочь дремоту мой пес выходит на охоту —

Газели в ужасе трепещут, олень в отчаянье бежит.

И первыми из первых, элитой собак мусульманского мира были салюки и слюги.

Салюки, персидская борзая

Салюки, газелья собака Яндекс картинки

Одна из древнейших пород, вместе с арабскими завоевателями прошедшая по всей Малой азии и югу Европы и давшая начало почти всем известным видам борзых.

Откуда произошло название «салюки» точно не известно. По одной версии в его основе лежит арабское «салака» — «разорвать», по другой — название города Селевкия.

Порода практически в первозданном виде сохранилась в кочевьях бедуинов и почти ничем не отличается от древних вислоухих гончих, живших еще в те времена, когда в египте не было фараонов.

Салюки в пустыне были универсальными охотниками. Их натаскивали на зайцев, шакалов, лис, газелей, птицу.

Салюки любили, ценили и берегли. Султанские выезды на охоту были великолепны: породистые скакуны, верблюды, ловчие соколы и борзые, которых везли в специальных корзинах. чтобы сберечь их силы. Для укрепления ступней и чтобы уберечь подушечки лап от ожогов бедуины натирали их смесью растительного масла и хны.

Это у богачей. Но было счастьем, если такая собака попадала к беднякам. Семья больше не знала голода, была обеспечена пропитанием.

Смерть салюки была горем. Их не продавали и не покупали, такую собаку могли только подарить, но с правом выбора любого подарка взамен.

Слюги и Азавак

Слюги, североафриканская гончая

И салюки, и азавак, северо-африканские борзые собаки. Ценились так же высоко, как и салюки. Азавака называют еще туарегская собака, собака берберов, туарегский слюги, южносахарская гончая.

Азавак Яндекс-картинки

По одной из версий предком слюги и азавака был темез — легендарный пес египетских фараонов.

Фараонова собака, древнейшая из ныне существующих пород. Яндекс-картинки

И все-таки у этих двух близких пород есть отличия. Азавак — сухой по конституции, с высокими ногами и коротким по длине телом. Слюги крепче и не такие высоконогие.

Туареги Сахары так говорили об азаваках: «Она настолько быстра, что догоняет газель, зайца или муфлона. Настолько сильна, что даст отпор крупному хищнику. Они неутомимы, как верблюд, и красивы, как арабская лошадь».

На охоте слюги и азаваки ехали в седле вместе с хозяином, а выпускали, когда они замечали жертву.

Африканские борзые азартны, они могут преследовать газель до пяти часов, а скорость их при преследовании достигает 60 километров.

И азаваки, и слюги не убивают пойманного зверя, а перегрызают ему сухожилия и охраняют до подхода хозяина.

Бакхмуль, аборигенная афганская борзая

Аборигенная афганская борзая. Яндекс-картинки

Бакхмуль — аборигенная афганская борзая. Название переводится как «бархатная». Они действительно красавчики, афганские борзые. Они изысканны и элегантны, у них длинная, нежная, шелковистая шерстка. В своем первозданном, неизменном виде «афганцы» благополучно просуществовали несколько тысячелетий, пока европейцы, восхищенные красотой собак не начали вывозить их за границу.

И теперь, по сути, можно говорить о двух породах, близких по внутреннему строению, но кардинально отличных по внешности: аборигенных афганских борзых и шоу-афганах.

Шоу-афган Яндекс-картинки

В 1970-80-х годах несколько особей бакхмуль попали в СССР. Количество их было ничтожно мало, в разведении приняли участие не все собака и сразу остро встала проблема тесного инбридинга, которая не исчезла и сейчас. К тому же многие «знатоки-энтузиасты» стали скрещивать немногочисленных чистокровок с собаками других пород.

Афганцы с трепетом относились к своей борзой. Очень ценили ее ум и умение принимать решение. Да и может ли быть глупой собака, которая тысячи лет существовала в суровых условиях Афганистана. От ее ума зависЛл успех охоты, а иногда и жизнь человека.

И сейчас в интернете можно встретить «кинологические» тесты, где в оценке интеллекта охотничьи породы занимают последние места. Такие «знатоки» путают понятия ума и ориентированности на человека и послушания. «Афганцы» независимы и самостоятельны, способны просчитать поведение зверя и принимают решение.

Тазы

Тазы. среднеазиатская борзая. Яндекс-картинки

Тазы — среднеазиатская борзая никогда не была собакой знати. Она жила в домах и баев, и бедняков, охота с ней была зачастую не развлечением, а промыслом.

В степях и пустынях ценились ее чутье, зрение и выносливость (истомчивость). Эти качества и определяют эффективность охоты с борзой, ее добычливость и универсальность.

В древности с тазы охотились на гепардов, в более позднее время на джейранов, зайцев, лис, корсаков, волков.

Но, похоже, порода в местах своего естественного обитания вымирает. В Средней Азии стремительно уменьшилось количество сельского населения, а кочевого не осталось совсем.

Зато увеличилось количество собак других пород.

А поскольку местное население не особо озабочивалось методами заводского разведения, тазы скрещивались (и продолжают скрещиваться) с пришлыми породами.

Сейчас чистокровку-борзую почти невозможно встретить, генетический фонд породы все больше растворяется. Уже к 80-м годам от «чистых» тазы мало что осталось.

Сейчас исчезают последние популяции в Узбекистане, Туркменистане. Казахстане.

К счастью, из Средней Азии тазы вывоЗились в Москву, Ленинград. юг России. А сейчас появилась и тенденция к росту классных собак.

Тайган

Тайган, киргизская борзая. Яндекс-картинки

О тайгане, киргизской борзой, сложена красивая легенда.

Некогда волчья семья пришла к горному селению. И волчица, и волк-вожак нападали на людей, резали скот.

Охотник выследил волка-вожака и убил его, но волчица с волчатами сумела уйти в горы и начала мстить людям.

И никто не мог справиться с волчицей, ни люди, ни ловчие птицы-беркуты.

Тогда охотник поднялся к самым снежным вершинам гор, взял из гнезда птенца снежного грифа, решив воспитать его, как воспитывали самых злобных и не знающих страха собак-волкодавов.

Птенец жил в большой землянке без окон, не видел и не знал людей. И сам охотник заходил к нему, только чтобы покормить сырым мясом.

И однажды вместо птичьего клекота услышал охотник злобное рычание. Из птенца грифа вырос сильный, бесстрашный и неуязвимый пес.

И когда снова пришла волчица к селению, увидела она черного щенка — подростка. Знала она, что нет от такого щенка опасности, что горло она перегрызет ему с одного удара зубами. Но оскалился черный щенок, первым пошел на волчицу, и в желтых, янтарных глазах увидела она свою смерть. И бежала волчица.

Охотник же дал щенку кличку Кумайык, в честь снежного грифа Кумая. И пес оправдал свое имя. С тех одиноких в помете щенков тайгана принято называть Кумайык, а щенков черной масти — Каракуш — Черная птица.

Но это легенда, сказка. А тайган на самом деле удивительная собака.

По сравнению с близкими ему тази, он более массивен и крепок. По всей вероятности в древности к крови борзой была прилита кровь собак-волкодавов. В результате и получилась собака сильная, выносливая и высокая. Кобели вырастают до 70 см в холке, а это совсем не мало.

В условиях высокогорья проявляется его почти фантастическая способность не снижая темпа и скорости бега, разворачиваться под острым углом.

Если и слюги, и салюки работают в степях и пустынях, то тайган охотится и в горах, часто на большой высоте, в условиях разреженного воздуха. И при том, он не боится высоты.

С тайганом охотятся не только на сурков, лисиц, зайцев, но и на горных козлов текэ — архаров.

Ну, и на волков, конечно. Здесь тайган тоже не отступит. Пара борзых справится с любым хищником, а шакала задушит и одна собака.

И еще вот что. Черные щенки у мусульман уничтожаются сразу, при рождении. Черная собака воплощение шайтана — злого духа. Но это никак к тайгану не относится. Щенки борзых такого цвета ценились дорого, считалось, что именно из них вырастет собака-волкодав.

Каталбурун

Каталбурун

Борзые, да. Борзые — элита Востока. Но вот есть у турков каталбурун — «вилочный нос». Пожалуй, единственная восточная собака, относящаяся к пойнтерам, легавым.

И ведь интересная порода, и старая, — известная еще с XVII века. Да только осталось их в Турции около 300, а за рубежом всего несколько штук.

А каталбурун хорош и для охоты и для дома. Ребенка он никогда не обидит. Характер имеет вне работы спокойный, не назойливый. Навязываться и приставать не будет. К жизни в квартире приспосабливается на отлично. Конечно, и гулять с ним надо, и заниматься, и побегать на вольной воле он любит. Но ведь это и с любой другой собакой так.

Зато на охоте он преображается. Птицу он и выследит, и на крыло поднимет, и охотнику принесет. И работает он верхним и нижним чутьем. К тому же у каталбуруна «мягкая пасть». Дичь приносит не истрепанной, не поврежденной и не изломанной.

Теперь с названием породы. Нос. Нос у каталбуруна четко разделен на две половинки. Такой «двухносый» песик.

Такое разделение у других собак — породный брак. Щенки выбраковываются и к разведению не допускаются.

Существует всего два исключения. Каталбурун и двуносая андская тигровая собака. Здесь разделенный нос — визитная карточка породы.

Во многих исламских странах собака считается животным нечестным и низким. Но если взглянуть в Коран и хадисы, то можно обнаружить, что в священных текстах мусульман описывают собак совсем иначе

ДУШАНБЕ, 2 июл — Sputnik. Второго июля в мире отмечают Международный день собак.

Отношение к собакам в исламе довольно противоречиво. С одной стороны, подавляющие число мусульман придерживаются мнения, что пес – однозначно нечистое животное, хуже только свинья. Не только слюна, но даже шерсть собаки среди верующих считается скверной – наджасом.

С другой стороны, в Коране не встречается ни одного дурного слова в адрес четвероногих. Еще сложнее с преданиями о словах и действиях Пророка.

Хадисы про собак очень уж многочисленны и противоречивы: от призывов убивать псов определенного цвета, до обещания прощения грехов за спасение собаки.

Sputnik Таджикистан решил разобраться в том, что говорит Коран и Сунна о «лучших друзьях человека» и справедливо ли их считать столь нечистыми созданиями.

Что говорится о собаках в Коране

В первую очередь стоит обратиться к священной книге любого мусульманина. В Коране собаки упомянуты всего лишь трижды и что важно – ни разу строго отрицательно. Более того, в двух сурах собака представляется как верный и полезный спутник человека.

Взглянем подробнее. В суре «Аль-Араф» говорится, что человек, не принявший божественной истины и слова пророка, становится пленником земных благ и «подобен положению пса», который следует самым примитивным и низменным желаниям. 

Это единственное сравнительно негативное упоминание животного, но с другой стороны в отношении собак это просто сравнения, все-таки даже от самого верного пса не ждут осознанности и сознательности, подобной человеческой.

Собаки-хулигаки: как нашкодившие псы пытаются избежать наказания — видео

Что касается практической пользы от собак для человека, на это Коран отвечает вполне определенно: собак можно тренировать и добытая ими дичь разрешена к употреблению.

Об этом прямо говорится в суре » Аль-Маида» (5:4) – «что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха». Едва ли однозначно нечистому животному было бы дозволено добывать для верующих еду.

Третье кораническое упоминание собаки содержится в достаточно известной суре «Асхаб аль-Кахф» (обитатели пещеры). В ней говорится о группах юношей, бежавших из родного города во время религиозных преследований и спрятавшихся в пещере и погруженных в сон Господом на 309 лет. Вместе с ними была собака, которая охраняла их сон, а потом также заснула у входа в пещеру.

Толкование слов Пророка о собаке

Маленький щенок сидит на ковре

Но если негативное отношение к собакам, очевидно, идет не из Корана, то, возможно, дело в трактовке хадисов из Сунны, священного предания о жизни Мухаммада.

Действительно есть сразу несколько достоверных хадисов, где предписывается убивать собак, причем именно черного цвета.

В «Сахих Муслима», втором по достоверности сборнике хадисов, на вопрос о том, почему смерти заслуживает лишь черная собака, а скажем, не рыжая, приводятся слова пророка Мухаммада.

А вы так сможете? Собака скачет на батуте, как акробат — смешное видео

«Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: черная собака — это шайтан».

Почему шайтан принимает облик именно черного, а не какого иного пса, хадисы точного ответа не дают.

Личный архив Яны Задорожной

Существуют и другие, более понятные и практичные достоверные хадисы, где собак предписано убивать, только в том случае, если они представляют угрозу для людей. Самым известным примером такого толкования является хадис из сборника исламского ученого Мухаммада аль-Бухари.

«Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Собаки могут испытывать стресс вместе со своими хозяевами

Что касается религиозной скверны песьей породы, то сторонники этого утверждения, обычно ссылаются на мнение трех знаменитых ученых — Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хиббана – каждый из которых упоминал слова пророка о том, что ангелы не входят в дом, где есть изображение, собака или оскверненный. А благие поступки человека, держащего в доме любую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, — будут уменьшаться на два карата.

Ислам собак не осуждает

Но существуют ли в исламском каноне положительные упоминания четвероногих? Да, и причем их едва ли не больше, чем хадисов, описывающих собаку как низкое животное.

Самым известным является хадис от богослова Мухаммада аль-Бухари (2363), где со слов одного из сподвижников Мухаммада по имени Абу Хурайра передаются слова пророка: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, он сказал себе: 

«Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (грехи — ред.). Слушатели Мухаммада спросили: «О, посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» На что он ответил: «Награда полагается за все живое».

Собака-хулиганка манипулирует хозяином, театрально вызывая жалость — видео

А в книге известного средневекового имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» говорится следующее: если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку.

©

Фото : Из личного архива Хуршеда Темирова

У этого же богослова сообщается, что пророк также запрещал без причины убивать любое живое существо: тот, кто убьет даже воробья или кого-то больше не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

То есть сострадание к животным, даже к тем, что вроде бы считаются «нечистыми» являются долгом правоверного мусульманина. Конечно, в хадисах есть упоминание о том, что если собака попьет из человеческой посуды, должно вымыть ее семь раз.

Но поскольку в исламской системе ценностей, сохранение жизни и здоровья человека несомненно перевешивает цену жизни собаки, большинство исламских ученых видят в этом не более чем санитарную норму, появление которой продиктовано бытовым опытом, скажем, случаем заражения бешенством кого-либо из общины. Отсюда же и предписание убивать черную собаку, которая в раннеисламские времена могла ассоциироваться либо с особо агрессивными особями, либо с какими-то опасными родственниками песьего племени, скажем, шакалами.

А потому, несмотря на пренебрежительное и даже брезгливое отношение к псовым, во многих частях исламского мира продиктовано это, скорее, национальными обычаями, а никак не религиозными предписаниями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: