Порода собаки из повести дама с собачкой

Порода собаки из повести дама с собачкой thumbnail

«Дама с собачкой».

Художники Кукрыниксы

Анна Сергеевна является главной героиней рассказа «Дама с собачкой» Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Анны Сергеевны в рассказе «Дама с собачкой» Чехова: описание в цитатах.

Смотрите:

— Все материалы по рассказу «Дама с собачкой»

— Все материалы по творчеству Чехова

Анна Сергеевна в рассказе «Дама с собачкой»: образ, характеристика, описание

Главная героиня рассказа, Анна Сергеевна фон Дидериц — молодая замужняя женщина:

«…прошла молодая дама…» 

«…она из порядочного общества, замужем…» 

«Я сейчас внизу в передней узнал твою фамилию: на доске написано фон Дидериц…»

Вероятно, возраст Анны Сергеевны — около 22 лет (на момент знакомства с Гуровым):

«Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет…» 

«…вышла замуж в С., где живет уже два года…»

Анну Сергеевну зовут «дамой с собачкой», так как у нее есть собака породы шпиц:

«…за нею бежал белый шпиц.» 

«Она гуляла одна, всё в том же берете, с белым шпицем…»

Анна Сергеевна — образованная женщина из порядочного общества:

«…она еще так недавно была институткой, училась…» 

«…она из порядочного общества, замужем…»

О внешности Анны Сергеевны известно следующее:

«…по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете…» 

««Что-то в ней есть жалкое все-таки», — подумал он и стал засыпать.» 

«Вспомнил он ее тонкую, слабую шею, красивые, серые глаза.» 

«…по сторонам лица печально висели длинные волосы…» 

«…эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках…»

Анна Сергеевна выросла в Петербурге, но уже два года живет в городе С. со своим мужем:

«А от нее он узнал, что она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С., где живет уже два года…»

Судя по всему, муж Анны Сергеевны — небедный, известный в городе человек:

«…фон Дидериц живет на Старо-Гончарной улице, в собственном доме — это недалеко от гостиницы, живет хорошо, богато, имеет своих лошадей, его все знают в городе.»

Анна Сергеевна, судя по всему, не любит своего мужа и считает его лакеем. Она не интересуется тем, где служит ее супруг:

«Мой муж, быть может, честный, хороший человек, но ведь он лакей! Я не знаю, что он делает там, как служит, а знаю только, что он лакей.» 

«Она никак не могла объяснить, где служит ее муж, — в губернском правлении или в губернской земской управе, и это ей самой было смешно.»

Анна Сергеевна — трогательная, чистая, порядочная, наивная и неопытная женщина. Она любит честную, чистую жизнь:

«Анна Сергеевна была трогательна, от нее веяло чистотой порядочной, наивной, мало жившей женщины…» 

«…вспомнил, сколько еще несмелости, угловатости было в ее смехе, в разговоре с незнакомым…»

«Я люблю честную, чистую жизнь, а грех мне гадок, я сама не знаю, что делаю.»

Однажды Анна Сергеевна знакомится на отдыхе в Ялте с господином Гуровым. У них завязываются тайные любовные отношения. Сначала Гуров относится к Анне Сергеевне не очень серьезно. но вскоре понимает, что по-настоящему любит ее:

«…сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека…» 

«…эта маленькая женщина… …наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша. Думал и мечтал.»

Анна Сергеевна любит Гурова и глубоко страдает из-за того, что не может быть с ним рядом. Каждые 2-3 месяца она приезжает к Гурову в Москву на свидания. Влюбленные страдают из-за своей двойной жизни, но не знают, как это изменить (развестись в то время было почти невозможно). Судя по всему, их тайные отношения продолжаются довольно долго:

«И Анна Сергеевна стала приезжать к нему в Москву. Раз в два-три месяца она уезжала из С. и говорила мужу, что едет посоветоваться с профессором насчет своей женской болезни, — и муж верил и не верил. Приехав в Москву, она останавливалась в «Славянском базаре» и тотчас же посылала к Гурову человека в красной шапке. Гуров ходил к ней, и никто в Москве не знал об этом.»

Это был цитатный образ и характеристика Анны Сергеевны в рассказе «Дама с собачкой» Чехова: описание героини в цитатах.

Смотрите:

Все материалы по рассказу «Дама с собачкой»

Все материалы по творчеству Чехова

Я с Альбусом и Асей.

Многие думают, что порода характеризуется в первую очередь внешностью. Соответствие внешности собаки стандарту породы очень важно, это бесспорно. Но надо понимать, что исторически востребованность пород определялась породным поведением. Было время, когда собаки действительно находились в симбиозе с человеком, комфортном для обеих сторон. Именно в те далёкие времена и зарождались разные породы собак. Притом породное поведение закреплялось веками. Но мир меняется. А спрос определяет предложение. Так уж всё сложилось, что приоритетной в селекции часто становится внешность животного. А породное поведение, формируемое веками, зачастую только создаёт проблемы как в содержании собаки, так и в продаже щенков. Но, если внешнюю оболочку за пару поколений можно сформировать любую, то породное поведение так легко не изменить. Почему то никто не пойдёт искать няню ребёнку в охранном агентстве, но на рекламу о щенках, которые вырастут в отличных нянек и надёжных охранников одновременно, легко ведутся. Притом вырастут сами собой, без уделения им внимания, без их воспитания и дрессировки… сами собой.

Из стандарта породы:

» III. ПОВЕДЕНИЕ / ХАРАКТЕР:

Темперамент спокойный. Собака умная и внимательная.

Комментарий: Порода наделена выдающимся интеллектом. Собака внимательная, но не шумная, отличный сторож. Дружелюбная с людьми и в отношении животных, которых она охраняет, доброжелательна к детям. Недоверчива в отношении чужих.

Наблюдательна, находчива, понятливая, одарена хорошей памятью, живая, энергичная и легко

адаптируется к новым условиям жизни. Имеет относительно высокий порог возбудимости, но, если возникнет необходимость, будет бесстрашной.

Легко и быстро поддается дрессировке, когда обучается должным образом, с заботой и пониманием, спокойствием, может быть использована в качестве компаньона, спасателя или в качестве защитника. На своей территории польская подгалянская овчарка – «гордый собственник», может быть немного упрямой, не принимает принуждения в форме крика или физического наказания.

«Обижается», когда плохо обращаются с ней.

Работа с этой породой требует последовательности в действиях и решительности в доведении до исполнения желаемой команды. Она не лакомка, но радуется при похвалах и «наградах», как любое социализированное животное, требует постоянного контакта с человеком. Эта собака уверена в себе, работая в одиночку, не требует контроля со стороны человека. Сама принимает решения и свои действия. Не реагирует «слепым автоматизмом на каждый фактор», это является производным унаследованного в генах стиля работы, при защите в давние времена стада от злоумышленников.

Агрессивные и трусливые собаки должны быть дисквалифицированы. «

Добавлю из личных наблюдений за своими собаками.

Порода европейская, рассчитанная на европейский цивилизованный стиль ограблений и их предотвращения. Собаки очень артистичны и, видимо, поколениями формировался приемлемый метод охраны — производить впечатление очень серьёзного охранника, отсюда и акцент на массивный внешний вид, бескомпромиссный серьёзный взгляд, хорошую шерсть, увеличивающую визуально собаку. При этом собака не должна создавать проблем с серьёзными погрызами случайных прохожих( Европа всё таки имеет большую плотность населения, чем тот же Кавказ или Азия). У взрослой собаки порог возбудимости очень высок.

Вспоминается случай с Альбусом, когда он вышиб калитку и двух дядечек удерживал на месте до моего прихода. Долго — пока я забеспокоилась, пока выглянула в окно, пока я поверила в отсутствие калитки и звуки на улице, пока вышла… Он кружил вокруг них, не давая им сдвинуться. А жила я тогда в непростом районе, там было много уголовников, выселенцев и т.д. Дядечки были с ножами и настраивались реально бороться за свою жизнь, если что. Поймать я его не смогла, так и бегали вокруг них, пока я не предложила их проводить. Метров через 100 спокойно сел по команде и я его увела. Считаю, что сейчас, когда он много старше, смогла бы его увести с охраны сразу. Дядечки, уходя, очень его хвалили, завидовали, какой у меня «кавказец» умный…

Меня такой тип «охраны» устраивает. Вообще считаю, что в современном мире отношение к удобной, востребованной охране сильно отличается от того, что было столетие назад. Как охраняет Ася? Уже несколько раз сталкивалась, что Ася не отвлекается от того же посетителя, сопровождает нас. Стоит посетителю неожиданно себя повести — сразу оказывается между мной и подозрительным объектом с шикарным утробным рыком… боятся все. И она ведь сука и раза в полтора менее массивна, чем Альбус, который в это время закрыт, обычно в машине. Контролировать двоих тяжело, и посетителю просто не выдержать такого прессинга. Иногда пытаюсь уговорить кого потренировать Альбуса, в наморднике, конечно. Практически уверена в безопасности человека, но никто не соглашается. А тренировать на поводке считаю неправильным в-принципе. Это не даст мне уверенности в управляемости собаки на достаточном уровне. Тупиковый вариант. Вообще считаю, что собак такого типа нельзя растравливать лет до 3, можно сорвать психику. А если и тренировать, то не хваты всякие, а ситуационное поведение. Люди тоже сложные ситуации разруливают по-разному. Кто-то тупо кулаками, а кто-то… поднаторел в манипулировании, а это гораздо сложнее, но обычно результативнее…

Напоследок покажу видео, неплохо демонстрирующее породное поведения уже в очень раннем возрасте, притом породное поведение кобеля и суки очень разное, что связано с сильнейшим половым диморфизмом в породе.

Видео, если что, моё.

Тема породного поведения очень обширна и я её обязательно продолжу.

Обязательно подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение.

До новой встречи.

Кстати, у нас родились щенки. Порода: Польская подгалянская овчарка. 3 мальчика и 2 девочки. 23.07.20. Провожу предварительное резервирование.

Если есть интерес, то определиться могут помочь мои статьи по породе.

У меня есть 4( пока) статьи по породе моих собачек, потом планирую продолжить этот цикл

https://zen.yandex.ru/media/shulepova_t/polskaia-podg..

https://zen.yandex.ru/media/shulepova_t/polskaia-podg..

https://zen.yandex.ru/media/shulepova_t/polskaia-podg..

https://zen.yandex.ru/media/shulepova_t/polskaia-podg..

Там много информации и о породе и конкретно о моих собачках, много их фото и видео.

Обязательно прочитайте также

Польская подгалянская овчарка. Породное поведение. Часть 2.

Когда я писал рецензию на «Даму с собачкой», в голове было много мыслей, которые не вместились в рецензию.

Большинство из них — нежно разбежались.

Некоторые из моих друзей, быть может, вздохнут с облегчением, узнав, что в этой истории не будет привычных для меня экзистенциальных метаний и, самое главное, эта история не будет «простынёй» в смысле большого текста.

Предлагаю расслабиться и просто глянуть на совершенно разные, забавные и грустные, лиричные и странные обложки к гениальному рассказу Чехова с моими комментариями к ним.

1) На самом деле, при кажущейся простоте обложки, это настоящий шедевр и гурманство для эстета.

На обложке запечатлён самый трепетный и интимный эпизод в рассказе, когда Анна смотрела на берегу моря возле Гурова, в лорнетку.

Женщина чувствует, что она ходит по краю бездны и сердца, что она вот-вот сорвётся, она уже сладостно и страшна накренилась… она уже не чувствует спасения в себе. Вся надежда — на почти на чудо, на что-то случайное в мире, что спасёт её от тёмного шага: может, на этом корабле — муж? Может, вот сейчас что-то ласково просияет из за тучи, корабль начнёт тонуть, и… и спасена? А хочет ли Анна — спасения, когда тонет её жизнь?

Ещё мгновение, и она потеряет лорнетку, опустив сердце — долу.

Интересно, была ли лорнетка у Ольги Книппер, с которой Чехов и летом 1899 г. провёл то славное лето в Ялте, влюбившись в неё?

Ольга Книппер писала Чехову в 1900 г. » Прочла «Даму с собачкой» и… призадумалась.»

Ах, сколько женских сердце призадумались и тогда, и сейчас!

К слову, сохранилась запись, где Ольга Книппер-Чехова читает «Даму с собачкой».

2) Тоже хорошая обложка.

Тут нет никого, ничего, и это прелестно. Лишь зыбь тишины, вечера, ветра… Это момент на опустевшем пляже. Уже все разошлись. Ушла и Анна с Гуровым в гостиницу…

Капнула первая звезда на окно. Зашумела листва и вспорхнуло что-то в небо и ночь.

Сердце женщины зашумело, вспорхнуло в руках любовника…

3) А это уже шведская психоделика. Сначала я было подумал даже, что на обложке изображены не два человека, а три.

Стал присматриваться: разглядел внизу силуэт прыгающего ночью в пропасть тёмного оленёнка, а наверху справа — ушки собаки, притаившейся в кустах.

Обложка странная, даже по-своему симпатичная, но с амфетаминами дизайнеру обложки нужно завязывать.

4) Снова шведская обложка. На самом деле, лучше обложки нельзя и придумать ( пусть это и иллюстрация).

Тонкий момент в начале рассказа, когда Гуров заметил Анну на набережной в кафе и подзывает её собаку: она — Анима, её душа и тень. Анна ещё не подозревает ни о чём, но тень трагедии и судьбы уже легла на неё и нежно коснулась Гурова, предлагающего собачке кость.

В этом есть что-то от экзистенциального Дон-жуанства.

Камю пишет: «Если бы можно было довольстоваться любовью, всё было бы слишком просто. Чем больше любят, тем прочнее утверждается абсурд» и раскрывается в нас дрожащий конус бездны.

Чехов, в некотором смысле предвосхитил экзистенциальное переосмысление образа Дон-Жуана.

Да, его Гуров, презирая женщин, всё же тянется к ним, меняет их с тем же равнодушием и пресыщением бессмысленным, как он устало, в бессмысленном бунте инерции жизни и сердца, входит в каждый новый день, по сути, один и тот же день.

Каждая хочет дать сорвать со своих губ и груди те лиловые, как сирень, цветы и плоды нежности, вкусив которые, мужчина сказал бы: да, я нашёл то, что искал. Я вкусил рай…

Вместо этого он видит на берегу утра кружева их нижнего белья, похожих на чешую ( холодный символ утраты женщиной женственности и чего-то подлинного. Впрочем, и мужчина в мире что-то утратил)

Прелестный чеховский рефрен чего-то русалочьего: лишь нежная, бледно-лиловая пена женских ноготков на груди, шее и губах мужчины… вот и всё, что осталось от…

А сама женщина, сама любовь, что смолкла на век в этом мире, есть ли она? Этот вопрос не менее важный, чем вопрос о бытии бога. Это вопрос Гамлета на кладбище, вот только… этот вопрос женщина задала раньше на несколько тысяч лет, проснувшись однажды раньше любимого, нежно и грустно взяв его сладко-послушное сонное лицо в руку, как череп, и прошептав: любит, или не любит? Есть или нет, любовь? И в это слово она вложила и бога, и жизнь, и другой мир и…что-то ещё.

Совершенно феминистический момент «молчания» и потери голоса русалки в мужском мире, где даже бог — мужчина.

Но Чехов и это переосмысливает. Дон Жуан Гуров — не проваливается в ад, напротив, любовь-освободительница, подобная смерти, слово, пропетое сердцем и лицом женщины ( само лицо поёт в любви!), потрясает его осознанием того, что он уже в аду без любви: Анна сходит в бездну к любимому, подобно Беатриче к Данте.

5) Странная испанская обложка, правда? Кто-то может увидеть в этом силуэт скрипки или дурашливо разыгравшуюся, положившую на пол свою пышную мордочку, собачку… кто-то с развратным воображением может даже увидеть здесь робкую тень чего-то уж совсем неприличного…

Но на самом деле, смысл обложки — прелестен в своём трагизме: силуэт тела женщины на утро после ночи с любовником, который ею сладострастно «питался» ещё без любви, изящно очерчивает на простынке силуэт косточки: т.е, мужчина — собака при женщине, её инфернальная, Мистер-Хайдовская ипостась — кобель.

6) Забавная итальянская обложка. Женщина словно бы в лёгком шоке и ужасе говорит нам глазами: кто это? Это точно собака? ( шёпотом глаз: помогите!)

7) Интересно, составители обложек вообще читают то, о чём делают картинку? Это далеко не белый шпиц, чей цвет играет в рассказе важнейшую роль поруганной и спиритуалистической, неприкаянной женской души, любви.

Когда я делал подобную подборку обложек в истории на «Превращение» Кафки, я насчитал на обложках 28 видов различных жуков ( для Набокова это было бы сущим кошмаром, т.к. для него в «Превращении» — был вполне определённый вид жука).

На обложках «Дамы с собачкой» я насчитал 30 видов собак, и бросил это дело. Чтобы вам ярче представился весь абсурд и нелепость с художественной точки зрения другой породы собаки и её цвета, представьте, что в комнату убитого горем героя — умерла любимая, — Эдгара По, в окно влетает… очумелая и рыжая куропатка, а вовсе не ворон.

8) Кафка рисовал похожие рисунки. Прелестный абсурд собаки-дятла и совершенно пьяных линий тела: они живут сами по себе в своих непослушных пропорциональностях, словно бы желая соскользнуть куда-то.

Встретишь такую троицу в парке осеннем вечером, и… с ума сойдёшь.

9) Занятная задумка: собака — цветом в осень — как сказал бы Есенин, — волос свой хозяйки.

Эдакая богиня Геката и лунного света с рыжими космами встающей зари. Фрейд, молчи…

10) На собачьи бои что-ли, ходит наша дама? Такая не подпустит к себе никого. На самом деле, добрая порода собак, но именно такая чуть не убила меня в детстве.

11) Йяху! Забавная, но в художественном смысле — пошлейшая обложка ( может, так хотели передать жизненный тонус и радость счастливой женщины? Ну или хотя бы мужчины?) Н-да…

12) Шведы в своём стиле: с амфетаминами нужно завязывать.

13) Интересно, а что тут делает мама дамы с собачкой? Будущая тёща Гурова? Во всяком случае, оригинально.

14) Серьёзно? Это — собачка? Это какая-то собака баскервилей.

15) Хоть порода собаки снова не угадана, но ипрессионистическая вспышка красоты а-ля Моне — очаровательна: Дым парохода, платье женщины, белой волны, собачка, облака — всё уносится куда-то, словно перелётные птицы ладоней и надежды женщины, поднятых к небу.

16) Что это? Что-то напоминает мне, что-то жуткое, однажды виденное в фильме или в кошмарах, что-то почти Гоголевское в своей жути

17) Меня смущает только один момент: почему на руках у женщины — Чубака из «Звёздных войн»?

Кстати, Джордж Лукас назвал этого чудного, звёздного друга человека в честь русского слова «собака», которая была у его русского друга.

18) А вот это уже подозрительно и странно: это ведь… принцесса Лея из «Звёздных войн»!

19) Вроде бы нет никакого подвоха, даже видна трагедия, но… почему собака — на амфетаминах?

20) Чем-то эта обложка напомнила мне смутную пушкинскую тень в рассказе Чехова.

Ведь Анна — это апокриф судьбы Татьяны Лариной. Апокриф Татьяны есть и у Толстого в Карениной, но грустный.

Чехов даёт надежду новой Татьяне.

Если для Толстого любовь — это то. что разрушает личность и уводит от истины, то у Чехова, любовь — созидает, и тепло сливает две личности в одну судьбу и чудо.

21) Задумка с тенью прелестная, если бы не появилась снова не та собака.

В рассказе есть совершенно экзистенциальный момент, когда Чехов описывает страшный, обшарпанный забор с занозами и гвоздём, что возле дома Анны: он — мрачная ограда от всего прекрасного и надежды.

Вот если бы была обложка с тенью дамы и собачки на этом заборе — это было бы просто идеально по тонкости замысла.

Альбер Камю пишет: «Большие чувства выводят с собой в жизнь целый мир», и вот если он упирается в стену, то он, словно затравленный — затравленный мир!, — то даже прекрасное в мире, ласковый пейзаж, милый лица друзей, страницы любимых книг — отвергают, отрицают нас, давя на нас своей красотой, свободой и любовью, которых мы стыдимся: они нас разрушают, сартровски вдавливая в стену, забор, в который вколочен ржавый гвоздь: стигматой любви он пронзает тело изнутри, с другой стороны: боже, да на этом гвозде и повеситься можно, руку повесить, распяв её на солнечной вспышке высоты, голову можно повесить, грудь, сердце!!

Это уже не просто забор в рассказе Чехова, это предвестник судороги темноты вздыхающих и распрямляющихся — словно в кошмаре сна, — стен в романах Кафки.

22) А может, именно эта прустовская нежность обложки самая сильная: женщина с мужчиной идут домой, она идёт к любовнику, и весь её путь, и звёзды, и цветы на её пути, и крылья птиц — цветут и улыбаются ей, им, словно бы они идут на плаху и вечность.

Как там у Высоцкого? «Я поля влюблённым постелю…»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: