Смысл названия хлеб для собаки

Смысл названия хлеб для собаки thumbnail

Автор Admin На чтение 4 мин. Опубликовано 21.08.2020

Описываемый в произведении 1933 год – это время массового голода в СССР. За счёт жестоких, а порой и бесчеловечных мер, проводится срочная коллективизации в сельском хозяйстве. Повсеместно идут репрессии.

Рассказ «Хлеб для собаки» показывает лишь малый «фрагмент» общей картины ужаса тех лет. В нём нет масштабности бедствий и катастрофических цифр погибших от голода и «по приказу». Но знакомясь с жизнью небольшого посёлка и его обитателями проникаешься чувством к тому времени гораздо острее; испытываешь пронзительную близость к людям, к их страданиям. Становишься свидетелем судорожных попыток выжить.

Всё это преподносится через призму душевных терзаний и вспышек невроза десятилетнего паренька.

Смысл названия рассказа

Заглавие, как ему и полагается, выделяет самую суть произведения, его конкретику, но понятно это становится только финале. Сама же фраза уже обладает своей атмосферной подачей. И ещё даже не зная толком о чём пойдёт повествование, начинаешь испытывать чувство жалости, сопереживания и даже вины.

Хлеб здесь олицетворяет не просто еду, а скорее ценность или дар. И поделиться хлебом означает что-то гораздо большее, чем просто кормление. Получается, что и собака, пусть и голодная, это образ (символ) чего-то более важного и значимого.

О чём рассказ

К 1933-му году голодный мор в стране достиг своего пика. Истощённые жители городов и деревень из последних сил цеплялись за жизнь.

В небольшом посёлке вместе с семьёй проживает 10-летний Володя Тенков. Ответственная должность его отца позволяет им не испытывать нужду в пропитании. Но именно этот достаток становится причиной терзаний и душевных расстройств подростка.

В школу он еду брать боится, стесняясь осуждения и зависти.

Помимо жителей в посёлке, в берёзовом сквере возле станции обитают раскулаченные ссыльные, не доехавшие до места назначения. Старшие их и за людей не считают, называя южным словом «куркули», а молодняк бегает посмотреть на их предсмертные агонии. Человеческий облик эти личности давно утратили: извиваясь и корчась они обгладывают кору с деревьев или собирают мусор на дороге. Из-за навешенного ярлыка «врагов государства» никто им даже и не думает помогать.

В то же время именно их поведение и внешний вид заставляет мальчика ещё больше задуматься: какое право он имеет быть сытым, когда вокруг творится такое безумие. И разве не перестали они уже быть врагами?

Эти мысли сводят его с ума. Он еле ест, истерзанный внутренними противоречиями. В какой-то момент ему кажется, что выход найден: поделиться с «самым голодным».

Его попытка помочь кому-нибудь привела к тому, что он, наоборот, возненавидел эти полумёртвые, ползающие на коленях, c пузырящейся пеной у рта, тела. Больше он не пытался.

Душевные терзания и угрызения совести после этого никуда не делись, но добавилась ожесточённость.

И неизвестно, что бы стало с Володей если бы не одно событие.

Однажды он увидел возле крыльца собаку. А в ней то самое «самое голодное» существо и своё спасение.

Смысл рассказа

Советская власть неумолима и беспощадна, её идеология и методы не подлежат сомнению.

Через историю своего детства автор поднимает такую тему как «репрессии». В отличие от взрослых, которые в большинстве своем поддерживали и свято верили в незыблемость постановлений правительства, чуткий, страдающий от чужого горя, десятилетний мальчик не понимает эту «беспощадность» и не может с этим мириться.

Он видит в подробностях все унижения и муки раскулаченных, уже не людей и прямо задает вопрос: «Неужели они всё это заслужили? Разве и теперь они враги? »

Эти вопросы так и остались звучать эхом.

Смысл финала

Забота об этом умирающем от голода существе и стало спасением мальчика, способом не сойти с ума от окружающей действительности; своего рода платой за тот хлеб, что ест он сам.

Понимал ли десятилетний Володя, что не собаку, а свою совесть подкармливает он этими кусками хлеба, и что это себя он спасает от постоянных угрызений и самобичевания?

А как же другие? Взрослые не имели права демонстрировать свою боль и страх на грани безумия, и как могли скрывали их внутри себя. Им нельзя было быть слабыми. И всё равно по осунувшимся лицам и подрагивающим сутулым спинам это было видно. А ещё были те, кто, не справившись с творившимся вокруг ужасом, сами прекращали свой жизненный путь.

  • Ответ

    Ответ дан

    сюзанна1600

    Сегодня я закончил читать рассказ В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Это произведение мне очень понравилось и глубоко взволновало. Несмотря на то, что в книге изображены ужасные картины жизни, этот рассказ представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека. Главный герой рассказа, десятилетний Володя Тенков, очень впечатлительный, уязвимый мальчик. Он не может спокойно пройти мимо чужого горя, не может спокойно смотреть на голодных и обездоленных людей. На меня сильнейшее впечатление произвело начало рассказа. Перед нами страшное описание голодных ссыльных (действие происходит в 1933 году), которые «не доехали до места», «выпали из числа людей». Они произвели большое впечатление на всех людей, кто увидел это страшное зрелище. Подобное зрелище способствует пробуждению совести, будоражит её. Основную смысловую нагрузку несут следующие слова и выражения: «те, кого уже не считали людьми», «в недрах грязного, вшивого мешка», «внешне не походили на людей», «кто–то расплылся на земле студнем»; «больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть». Мне кажется, что страшное зрелище голодных страданий, голодной смерти ссыльных не свело мальчика с ума, потому что он видел ещё более тягостную картину: женщина деревянной ложкой черпает молоко из грязного конского следа и ест, плача, опустившись на колени, «как перед могилой дочери». и эта безысходность, глубокое горе, безнадёжная покорность потрясли сердце мальчика. Володя стал взрослеть. Хотя он был «сытым» (это не испортило его), не стал жадным, чёрствым человеком. Мальчик искренне хотел накормить своих одноклассников, брал в школу завтраки и делился хлебом с голодными ребятами. Товарищи охотно брали у него хлеб, с удовольствием ели, но также охотно донесли на него учительнице. Ведь Володя был чужой, потому что был «сытым», оказывается, что в пролетарской стране вообще стыдно быть «сытым». И мальчик делает для себя первое и важное открытие в жизни. В.Ф.Тендряков пишет: «Конечно же, я тогда думал не так, не такими словами, какими пишу сейчас, тридцать шесть лет спустя. …Не разумом, а чутьём тогда я осознал благородное намерение – разломи пополам свой хлеб насущный, поделись с ближним – можно совершить только тайком от других, только воровски!» И Володя «воровски» не доедает то, что даёт ему мать, «воровски» прячет в карман хлеб и выходит на воровское дело» — «на тайную охоту на самого-самого голодного». К сожалению, горькая фраза отца («Чайной ложкой моря не накормишь») оказалась истиной. Наконец нашёлся самый-самый голодный – несчастная облезлая собака, которая утратила доверие к человеку. Мне кажется, что не только Володя спас собаку от голодной смерти, но и собака спасла Володю нравственно. Ведь она дала возможность мальчику заботится о ком-то, делать кому-то добро, т.е. успокоила, насколько это было возможно, мучения его совести. Рассказ начинается бодрой песней: «Не спи, вставай, кудрявая!», а заканчивается документальной справкой, ужасающей своим содержанием. На мой взгляд, В.Тендряков не случайно так построил свой рассказ. Он показывает, что у страны две стороны. Одна внешняя – где бодрые песни, красивые лозунги, а другая внутренняя – трагическое, реальное. Это и социальная несправедливость, и умирающие от голода люди, наконец, той страшной власти, которая распорядилась в голодный год вывести зерно за границу. О чём заставляет задуматься эта книга? О многом. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью.

  • 1. Сегодня мы познакомимся с одним из

    произведений русского писателя Владимира

    Федоровича Тендрякова, рассказом «Хлеб для

    собаки». В год публикации (1988), уже после смерти

    автора, один из публицистов назвал свою статью о

    нём «Потаённый Тендряков». Несмотря на видное

    место, которое занимает Тендряков в современной

    литературе, о его личной жизни и творчестве

    написано очень мало. Итак, открыть для себя

    «потаённого» Тендрякова предстоит нам сегодня.

    Мы назвали наш урок-проект «Тревожная совесть

    Тендрякова». Наше исследование будет состоять

    из презентации уже готовых индивидуальных

    проектов, представляющих аналитическую

    деятельность с выходом в Интернет, практическую

    проектную деятельность с использованием

    компьютерных технологий; группового проекта на

    основе решения исследовательских аналитических

    задач. Кроме этого у нас будет работа над общим

    учебным проектом на основе сотрудничества

    учителя и учащихся для решения задачи: как

    понимается выражение «тревожная совесть»

    писателя.

    Важнейшей целью нашего исследования станет

    попытка проникновения во внутренний мир

    писателя, каким он предстаёт в рассказе «Хлеб

    для собаки».

    Слово предоставляется » биографу».

    (Презентация проекта » В.Ф.Тендряков. Личное

    дело»).

    Приложение 1.

    2. Знакомясь с жизненной и творческой

    биографией писателя, можно составить

    представление о внутреннем мире Тендрякова,

    главным качеством которого было требовательное

    отношение не только к окружающим, но прежде всего

    к самому себе.

    Теперь мы обратимся к самому рассказу

    Тендрякова. Анализировать содержание начнём с

    такого структурного элемента, как заголовок.

    Название часто является ключом к раскрытию

    содержания произведения и тайны личности

    писателя.

    Над этим работала N, известный в нашем классе, да

    и, пожалуй, в районе, «литературовед»,

    победитель недавнего конкурса сочинений о

    Ф.И.Тютчеве.

    (Презентация проекта «Смысл названия

    рассказа»).

    3. Итак, мы определили, что название имеет не

    столько прямое значение (оно связано с

    содержанием рассказа), сколько переносное и

    приобретает метафорическое значение. Автор, уже

    взрослый человек, не просто вспоминает свои

    детские годы, совпавшие с одним из самых

    драматических периодов в истории нашего

    государства, но и анализирует свои детские

    впечатления и размышления «о времени и себе».

    Главным в отношении писателя к окружающим и к

    самому себе является совесть. Именно это

    качество не даёт ему возможность забыть те

    далёкие годы.

    Проанализировать свой собственный духовный

    мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое

    «совесть», попытался N, почти профессионал,

    журналист, внештатный корреспондент газеты

    «Маяк» и печатного органа Пушкинского

    Молодёжного центра «Молодое Пушкино».

    Он подготовил видеосюжет.

    Приложение 2.

    (Презентация видеосюжета проекта «Что такое

    совесть»)

    4. В ситуации выбора каждый из нас находится

    постоянно, и чувство совести всегда будет

    своеобразными мерилом нравственности человека.

    У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего

    мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие

    сюжета, совесть является определяющим в выборе

    поступка, за который потом не было бы мучительно

    стыдно

    Экспозиция рассказа помогает понять суть

    выбора, перед которым находится герой Что

    является экспозицией в рассказе » Хлеб для

    собаки»? (Автор выносит её в самое первое

    предложение, с которого начинается

    повествование; это дата — «лето 1933 года»).

    Выступление группы историков. (Презентация

    проекта «1933 год в судьбе страны»).

    Учитель: Ксения очень правильно определила

    сущность следующей работы, которая будет новым

    этапом проектной деятельности. Наша работа будет

    сосредоточена на анализе текста.

    Подумайте, какой основной вопрос мы можем

    рассмотреть в этой части нашего исследования?

    Основной вопрос — проблема выбора.

    Основную гипотезу можно представить в виде

    своебразного «треугольник», где вершиной будет

    понятие «счастье», а у основания расположатся

    понятия «государство» (я бы добавила «власть»,

    «насилие», раз речь идёт о 30-х годах) и

    «человек».

    Мне кажется, что главная задача нашей работы с

    текстом — выявить, какой будет судьба человека,

    позволившего однажды компромисс с собой.

    Ну а цель этой работы?

    В любой ситуации человек должен выбрать тот

    поступок, за который он может заслужить уважение

    прежде всего в собственных глазах.

    Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за

    собой, если вы не возражаете. Итак, начнём…

    Вечная проблема, которую человек ведёт с самим

    собой — время ли виновато в том, что иногда

    приходится идти против своей совести или на

    сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в

    этом? В своём рассказе всем ходом развития

    действия Тендряков даёт однозначный ответ на

    этот вопрос: при всех смягчающих вину

    обстоятельствах за любой свой поступок отвечает

    только сам человек, ибо только ему одному

    даровано знание о самом себе — то знание, которое

    мы сопоставляем с понятием «совесть». «Это

    знание может быть интуитивным или организовано в

    стройную систему нравственных понятий, но при

    любых условиях оно побуждает совестливого

    человека вдумываться в ход времени, вслушиваться

    в те его сигналы, которые оно, время, подаёт

    человеку. В структуру повествования. Тендряков

    вводит определённую систему символических

    обозначений времени». («Литература последних

    десятилетий», М., «Просвещение», 2007). Заставляя

    читателя не просто следить за фабулой, но и

    задумываться о происходящих событиях и о

    мучительных размышлениях героя — ребёнка, автор

    как бы призывает заглянуть в самих себя,

    проверить, как каждый из нас поступил в подобной

    ситуации.

    Символы времени в рассказе.

    С какой целью автор обращается к символике,

    обозначающей характер времени?

    Послушаем Регину, которая приготовила нам

    музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)

    Приложение 3.

    • Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в

      рассказе? Расскажите.

    • Какую новую грань мироощущения писателя мы

      можем назвать, познакомившись с символами

      времени в рассказе?

    Учитель: Такую сложную ситуацию не смог

    пережить даже взрослый человек — начальник

    станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит

    бездомную собаку, понимая, что накормить всех он

    не сможет.

    Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В.

    Тендрякова «Хлеб для собаки» (Выразительное

    чтение от слов «Как-то под утро я внезапно

    проснулся:» до слов «Щедра без устали:»)

    • Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:
    • Какое внутреннее состояние человека автор

      считает счастьем?

    • Какова, с точки зрения автора, реальная

      возможность осуществления счастья в жизни героя?

    (Для более точного ответа проследите за

    композиционным «обрамлением» предложенного

    отрывка.)

    • Какие новые черты внутреннего мира открываются

      для нас в ответах на два предыдущих вопроса?

    Учитель: Говорят: человек создан для счастья,

    как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье,

    стремимся к нему. Государство как бы гарантирует

    каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает

    на себя определённые обязательства, издавая

    законы, выпуская постановления и т.п.

    Советское государство, проводя в 30-е годы

    политику индустриализации и коллективизации,

    обещало каждому своему гражданину счастливую

    жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями

    звучащей над посёлком.

    Перечитайте документальные сведения, которые

    автор вводит в рассказ в качестве заключения.

    Подумайте, с какой целью писатель обращается к

    документальным данным, связанным с

    раскулачиванием?

    Обратимся к эпиграфу к уроку: «Разве мы не

    знаем, что людей формируют не только

    обстоятельства, но и сопротивление им?»

    Учитель: Рассказывая историю своего детства,

    изо всех воспоминаний о нём автор выбирает

    события, которые носят трагический характер.

    Кажется, что может сделать десятилетний мальчик

    для тех несчастных, с которыми столкнули его

    обстоятельства? Разве можно сравнить его

    возможности с возможностями государства? Но

    герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих

    «взрослых» вопросов. Он подчиняется первому

    порыву — жалости — и пытается накормить голодных.

    Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику:

    «Чайной ложкой море не вычерпаешь».

    Как характеризует Тендрякова его желание вести

    разговор с читателем от 1-го лица?

    С точки зрения жанра рассказ автобиографичен.

    Это значит, что автор включает в анализ себя, своё

    собственное сознание, свою оценку… Он не

    отделяет свидетельство о времени от

    собственного в нем участия. Именно поэтому

    горькая исповедь соединяется с художественным

    рассказом… сплавляется с документом. (Н. Иванова

    Потаённый Тендряков, ж. «ЮНОСТЬ» 1989. №9). В

    цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не

    отделяет себя сегодняшнего от того времени: для

    него важен исповедальный тон повествования,

    обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем

    успокоения своей совестью. «Исповедь, прежде

    всего перед самим собой, помогает оценить свои

    качества, утвердиться или изменить оценку своего

    поведения, получить опыт на будущее. А это значит

    приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый

    человек, Тендряков понимает, что он, будучи

    десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить

    ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд

    над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит

    сейчас, на наших глазах, взрослый человек,

    жаждущий понять природу компромисса»

    («Литература последних десятилетий», М.,

    «Просвещение», 2007). Исповедуясь перед читателем,

    лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается

    воспитать в себе человека, который был бы

    способен сделать выбор между добром и злом с

    достоинством, не идя на сделку со своей совестью

    Учитель: Итак, герой один на один со своей

    совестью. Как же происходит этот жестокий суд?

    Обратимся к тексту.

    • Проанализируйте отмеченные фрагменты текста,

      где говорится о размышлениях героя.

    • Подчеркните ключевые слова. Определите позицию

      автора по отношению к герою.

    • Какую вину берёт на себя герой?
    • Какова позиция автора в споре героя с самим

      собой?

    Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко

    несчастных «куркулей», врагов, которых он

    должен презирать, ненавидеть. Но чувство

    сострадания оказывается сильнее вражды! Как

    мучительно трудно дается мальчику его выбор!

    Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не

    могут, не смеют ему помочь. И герой находит

    компромисс: он кормит бездомную голодную собаку,

    пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный

    голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И

    в этом самоосуждении есть этап взросления души

    героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести

    всю жизнь. В этот момент Тендряков словно

    обращается к читателю: есть ситуации, когда

    человек, оставаясь наедине со своей совестью,

    должен сделать свой выбор, не пользуясь

    подсказками.

    В этом смысле рассказ — это обращение к нам с

    вами: нужно всегда контролировать свою душу,

    сверять свои поступки с высоким понятием

    совести. К этому взывает нас, читателей,

    «тревожная» совесть Тендрякова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: