Борис Вяткин — клоун, которому одиннадцать сезонов подряд рукоплескала требовательная ленинградская публика. Как он шел к своему успеху?
Мальчик, родившийся в 1913 году в семье сапожника, в шесть лет остался без матери — она бросила мужа с двумя детьми на руках, убежав с лихим кавалеристом. Семья жила в Алтайском крае, в деревне Вяткино. Отсюда, видимо, пошла их фамилия. Отец любил сына, сам обучил его игре на балалайке, подарил инструмент, делал все, чтобы сын успешно учился. Мальчик рос крепким. Прочел в каком-то журнале, как надо развивать силу и ловкость, приладил палку над дверью наподобие турника, освоил разные упражнения, научился висеть на носках вниз головой.
В 13 лет Боря впервые попал в большой город. Это был Новосибирск. И там мальчик увидел цирк! Сидел на галерке, не мог глаз отвести от прекрасных лошадей, которых легким движением руки заставлял вальсировать дрессировщик И. Лерри. Гимнасты Мария и Александр Ширай, группа акробатов под руководством Ширая! Навсегда запомнил мальчик ту первую программу и тех артистов.
В начавшемся учебном году особенно охотно занимался на уроках физкультуры, а вечерами посещал акробатический и струнный кружки. И без конца мечтал о цирке. Ведь это такая радость — постоять у цирка, увидеть хотя бы издали артистов…
Но радости без печали не бывает. Мачеха заболела, потеряла работу и, плача, попросила Борю начать самостоятельную жизнь: двоих детей, ей, безработной, не прокормить.
Тринадцатилетний мальчик увидел в гостинице объявление: «Требуются швейцары» — и смело пошел предлагать свои услуги директору. Узнав, что мальчишка претендует на «солидное» место швейцара, тот долго смеялся, а потом, порасспросив, предложил вечерами работать гардеробщиком, чистильщиком обуви, а заодно подносить постояльцам чемоданы. За эту разностороннюю деятельность паренек получил чуланчик под лестницей и хотя мизерную, но зарплату. И мог днем посещать школу. Все свободное время Боря отдавал самостоятельным занятиям акробатикой. Через год отправился в цирк, продемонстрировал свои достижения, там ему посоветовали закончить восьмой класс и оставить мечту о цирке. Учение Боря продолжил, но о манеже мечтать не перестал.
Чтобы стать пластичнее, поступил в самодеятельную балетную студию. Но очень уж агитировал студийцев в пользу цирка, показывая стойки и разные «колесики», чем вызвал гнев преподавательницы «святого искусства», и был ею изгнан.
В цирке познакомился с гимнастом Кравченко, показал ему все, чему обучился самостоятельно за последний год. Гимнаст откровенно сказал Борису, что способности у него есть, но все, что он делает, очень «не школьно». Надо много тренироваться, репетировать. И дал совет: пока хорошо бы устроиться в цирк униформистом, а дальше будет видно. Пообещал поговорить о его кандидатуре с директором. Мальчик на радостях побежал и уволился из гостиницы. Вернувшись в цирк, узнал, что вакансия будет, но не очень скоро. И Борис оказался без крыши над головой. Где жить, на что? С трудом устроился банщиком в баню — она находилась рядом с цирком. Утешало, что сделал еще шаг к заветной цели: от бани до цирка было ближе, чем от гостиницы.
И все-таки он в 1930 году стал униформистом. Артисты с симпатией относились к расторопному услужливому юноше, охотно помогали осваивать цирковые жанры. Он занимался всем, кроме дрессировки. Прошло два года. И тут судьба улыбнулась ему. От турниста Николая Никольса ушел партнер-комик. Никольс предложил Борису репетировать с ним на двойном турнике. Если получится, будут работать вместе. У Бориса получилось!
Никольс раздобыл ему чаплинский котелок, тросточку, помог наложить грим и буквально вытолкнул на манеж. 11 мая 1932 года Вяткин стал артистом. Вернее, в этот день он дебютировал. Артистом стал значительно позже. Для этого ему пришлось немало потрудиться. Опытный партнер, Никольс после каждого выступления устраивал краткий разбор номера, и это очень помогало начинающему артисту совершенствовать мастерство. Он получал истинное удовольствие от труда. Жизнь стала интересной, радостной. Но случилось так, что Вяткин получил серьезную травму плеча. Пока лечился, руководитель нашел себе другого партнера и уехал из города. Вяткин оказался без денег и без поддержки, пришлось продать недавно купленное первое модное пальто. А что впереди?
На его счастье, в цирк приехал коверный клоун Михаил Кульман, оставшийся недавно без партнера. Вяткин и Кульман договорились о совместной работе.
В 30-е годы еще многие артисты работали не в государственных цирках, а объединялись в группы и заключали контракты с администрацией клубов и залов без всяких гарантий. Если публика не шла и сборов не было, артисты бедствовали. Так «2-Мишель-2» гастролировали с группой артистов по Средней Азии. Во Фрунзе (ныне — Бишкек) труппа их полностью «прогорела», артисты продали все что могли и полуголодные решили отправиться в ближайший город Токмак. Но денег на дорогу не наскребли, пришлось воспользоваться собственными транспортными средствами. Сели на цирковых лошадей и, держа в руках узлы с реквизитом, проскакали по степи шестьдесят с лишним километров. В цирковых костюмах, черные от пыли, полуголодные, въехали в город. Детишки кричали: «Ура, цирк приехал!». Все думали, что это такая цирковая кавалькада для рекламы будущих выступлений. И никому из встречающих не пришло в голову, что трико с блестками и клоунские балахоны надеты не для рекламы, а потому, что других костюмов у артистов не осталось — их за бесценок продали на барахолке во Фрунзе.
До 1934 года Вяткин вместе с Кульманом кочевали по городам и весям страны, но затем их пути разошлись. Партнером Бориса стал бывший эквилибрист на першах Алексей Казаченко. Они исполняли традиционный репертуар: акробатические комические репризы, пародийные шутки, клоунады с водой, иллюзионные антре. Зрители принимали их хорошо, в газетах появлялись положительные рецензии.
Во время гастролей клоунского дуэта по Дальнему Востоку Борис Вяткин встретил и полюбил молоденькую девушку, вскоре Галина стала его женой. Не имевшая никакого отношения ни к спорту, ни к цирку, Галина после полутора лет усиленных тренировок стала профессиональной акробаткой. Вместе с мужем они подготовили номер силовой акробатики, при этом оба могли работать за «верхнего» и за «нижнего», чередуя трюки.
Началась война. Многих артистов призвали в армию. Вяткины гастролировали тогда в Комсомольске-на-Амуре, программа оказалась без коверного. Дирекция обратилась к Борису с просьбой выручить коллектив и выйти на манеж в роли коверного. Он дал согласие. И вышел, но не один, а со своей любимицей собакой Крошкой. Она продемонстрировала свои разнообразные таланты, зрители Комсомольска приняли их замечательно.
…Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить их на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали наконец в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис, Галина и Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. На фронте Вяткин вел дневник. В нем можно прочесть, что за все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Вяткин называл себя не клоуном у ковра, а клоуном возле узенькой дорожки. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого.
Работа во фронтовых бригадах наложила на Вяткина-коверного особый отпечаток. Привила ему любовь к экспромтам, к острой шутке, к сатирическим сценкам. Вполне понятно, как воспринимали воины сценку о «Бесноватом фюрере», а позже — о «Драпающем фрице». Но не меньшим успехом пользовались шутки иного рода. В 1943 году давали концерт под Гжатском на открытом воздухе. Зрители уселись, но артистов попросили задержать концерт, так как командир полка задерживался. Вот он появился, раздалась команда: «Встать!». Все встали, приветствуя полковника, сели, концерт начался. Вяткина тут же посетила идея. Он схватил собаку под мышку и появился оттуда, откуда пришел командир. «Встать!» — закричал клоун дурным голосом. Зрители вместе с полковником встали, оглянулись. А комик командует: «Садись! Это мы с Крошкой пришли!». Такого шквального хохота клоун не ожидал…
Коверный придумал и другие репризы. В дождливую погоду Крошка уморительно чихала по знаку хозяина, и тот комментировал: «Простудилась, бедняжка, ноги-то босые!». Или задавал ей вопрос: «Покажи, Крошечка, что на фронте для бойца самое главное?». Собака начинала рыть землю лапами, а клоун пояснял: «Правильно, главное — хорошо окопаться!». Но однажды Крошка чуть не подвела своего партнера. Вместо того чтобы чихнуть, задрала голову и стала громко принюхиваться. Клоун подает ей знак, а она знай нюхает воздух. Ведущий, чтобы разрядить затянувшуюся паузу, спросил: «Борис Петрович, к чему это она принюхивается?». Вяткин экспромтом ответил: «Разнюхивает, где Военторг расположен». Не очень уж остроумная эта шутка вызвала долгий нестихающий смех. Оказалось, Крошка стояла вблизи начальника Военторга! Пришлось выдать ей дополнительный паек за «соавторство».
На сезон 1947/48 года клоуна пригласили в Ленинградский цирк.
Вяткин был очарован красотой осеннего Ленинграда, завидовал жителям прекрасного города, не подозревая, что ему предстоит одиннадцать лет жить и работать здесь, что позже этот город станет его второй родиной.
…У Вяткина еще будут гастроли в Москве и тесное сотрудничество с режиссером М. Местечкиным, он объедет всю страну, побывает во многих странах мира, но Ленинградский цирк для артиста Вяткина — это не просто место его работы, а режиссер Георгий Семенович Венецианов — наставник и постановщик его клоунад. Этот цирк и Венецианов для Вяткина — его университеты в искусстве.
Г. Венецианов создал постоянную клоунскую группу, в которую помимо Вяткина вошли клоуны-буфф Д. Демаш и Г. Мозель, молодые артисты-комики И. Тряпицын и В. Орлов. Венецианов привлек известных писателей и драматургов к созданию репертуара. Художники Т. Бруни, В. Гальба и М. Гордон ведали художественным оформлением. Артисты, писатели и художники вместе обсуждали темы, сценарии, фантазировали, придумывали трюки. Работал «смехотворческий комбинат» с полной самоотдачей, создали несколько спектаклей: «Выстрел в пещере», «Праздник на воде» (в последнем Вяткин играл роль царя Нептуна). Подготовили множество комических, остросатирических сценок для Бориса Вяткина. Ведь если артист работает в цирке одиннадцать сезонов, он должен постоянно обновлять репертуар.
Прежде чем рассказать о новых работах коверного, следует упомянуть, что его партнершей, заменившей Крошку, стала ее дочь Манюня. Это имя так нравилось зрителям, что все собаки, выходившие на манеж с Вяткиным, с этих пор назывались только Манюнями.
По сценарию Г. Янгфельда, изложенному на трех страницах, Венецианов вместе с Вяткиным создали смешную репризу «Мясной склад», где от сценария осталось всего шесть реплик. Так работал их «смехотворческий комбинат» — одни подавали идеи, писали сценарии, другие превращали их в цирковые произведения. А на «Мясном складе» происходили интересные вещи: Манюня устроилась начальником охраны. Выходила на манеж в тулупчике, с берданкой на плече, важно обнюхивала замки на домике-складе — проверяла их. Забиралась в домик. Следом за ней ныряли еще пять собак. Потом по очереди выбегали из домика, неся в зубах окорока, палки колбас. Последней бежала Манюня с гирляндой сосисок. Клоун пояснял, что Манюнька пристроила на работу всех своих родственников. А принял их на работу директор. Тут из форганга появлялся важный осел в шляпе, которому коверный говорил: «Шляпа ты, а не директор», — и шлепком прогонял его с манежа. Сценка, разоблачающая хапуг, была злободневна и всегда имела успех.
Б. Вяткин написал книгу «Жизнь клоуна», в ней он не только рассказывал о своем творчестве, но высказал взгляд на секрет клоунского успеха у зрителей. Артист считал: «Следует не только годами оттачивать уже выпущенные номера, но и постоянно создавать новые, созвучные времени». И поэтому после удачной посадки на Луне советской космической станции он тут же откликнулся репризой «Мягкая посадка». Когда в Ленинграде началось бурное строительство блочных домов, у Вяткина в репертуаре появилась реприза на тему о безобразном строительстве, о домах, где невозможно жить людям.
В этом ли задача клоунады — критиковать плохих строителей, лихачей-автомобилистов, разбивающих в лепешку свои и чужие машины, осуждать штурмовщину на предприятиях? Наверное, Карандаш в сценке с разбивающейся Венерой и Леонид Енгибаров в «Боксе», отчаянно отстаивающий достоинство маленького человека, достигают иных вершин в искусстве клоунады. Но Вяткин, отдавая дань своему времени, шел другим путем и делал это очень искренне.
Свою книгу клоун-акробат, клоун-сатирик, клоун-дрессировщик опубликовал в 1975 году. В ней он писал, что несмотря на пенсионный возраст, никак не может расстаться с манежем, с любимыми зрителями. Завершалась она словами: «Моя книга окончена, представления продолжаются».
Не стало Бориса Вяткина в 1994 году…
Энциклопедия «Мир цирка», том первый «Клоуны».
дополнительная информация
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
В «Яндекс Дзен» рассказ о соперниках Аллы Пугачевой на эстрадном конкурсе 1974 года, где Примадонна заняла далеко не первое место: https://zen.yandex.ru/media/id/5af50a9d3c50f7143d325090/soperniki-molodoi-pevicy-ally-pugachevoi-5c2a39a0fefdcc00ae51b808?from=editor
2 января скончался Борис Вяткин (1913 – 1994), клоун милостью Божьей.
Он не настолько раскручен как троица Карандаш, Никулин и Попов. Тому есть причины. Вяткин – это только цирк, тогда как Карандаш стал нарицательным героем мультов и фильмов; популярность к Никулину пришла через киномаску Балбеса; Попова в качестве мирового лица Советского цирка совали в десятки развлекательных телепередач, а слава Вяткина упала на время, когда телевидение едва зарождалось.
Партнерами Вяткина выступали собачки, главной из которой стала Манюня.
Ведь вдосталь навыступавшись с партнерами – людьми Вяткин пришел к выводу, что человек человеку — волк, а собака человеку друг.
Впервые предательство самого близкого человека Вяткин пережил в блаженном возрасте пяти лет. Легкомысленная мать бросила Бориса и его сестру Зою на престарелого отца и сбежала с красным кавалеристом. Девочку пришлось отдать в детский дом, а Бориса отец забрал с собой в деревню.
Там Вяткин — старший женился еще раз, на свет появился мальчик.
После смерти отца мачеха не смогла тянуть двоих детей. Борис подрабатывал, где придется.
В 1930 году его приняли на подхват в Новосибирский цирк.
Вяткин готовился стать силовым акробатом, много занимался, но случай все решил иначе.
Гимнаст Николай Никольс в разгар сезона разругался с партнером, который оттенял его номер комическими ужимками. Вяткин, к тому времени чему-то научившийся, предложил в замену себя.
Это была хорошая школа. Опытный Никольс после каждого выступления устраивал профессиональный разбор. С каждым месяцем Вяткин чувствовал себя на арене увереннее.
А потом учитель ученика предал, после того как едва не убил.
Профессиональное чутье отказало Никольсу, когда он сочетался браком и, ослепленный любовью, вознамерился ввести в номер жену. По его замыслу хрупкая девушка висела на трапеции и ловила Вяткина, коий сигал к ней в руки со второго яруса турника. Вяткин уже на репетициях видел, что девушка удерживает его чудом, но авторитарный Никольс настаивал. В результате жена руководителя номера Вяткина не удержала. Клоун упал с шестиметровой высоты, раздробив о манеж плечо.
Травма оказалась несовместимой с выступлениями. Что же сделал спровоцировавший данную ситуацию старший товарищ? Руководствуясь принципом «Шоу должно продолжаться!» он бросил Вяткина и нашел другого партнера.
Скоро у Вяткина тоже появился партнер. Борис начал выходить на арену с рыжим клоуном Михаилом Кульманом. Ребята выступали с проверенными, классическими репризами именуясь как «Чарли Чаплин и Гарольд Ллойд – знаменитые комики и акробаты-эксцентрики».
Этот дуэт продержался недолго.
Кульман привык закладывать за воротник и однажды, выйдя на арену подшофе, не удержал делающего стойку у него на руках Вяткина. Причем, обвинил в происшедшем Бориса, ведь тот, в полете посмел задеть его локтем по носу. За это Кульман влепил партнеру пощечину. Вяткин ответил кулаком.
Впоследствии, Кульман уйдет из цирка, и будет заведовать пивной в Иркутске. Но найдет силы вернуться на арену.
А Вяткин с 1934 года выступал с тем же репертуаром, но с другим партнером, — Алексеем Казаченко.
С ним он разойдется, поскольку решит бросить клоунаду, переключившись на акробатику ради физически сильной, но малоодаренной жены Галины. С 1939 жена и муж Вяткины выступали с акробатическими номерами.
Понятно, почему Вяткин так долго не мог добиться успеха, — он играл старый репертуар, который десятилетиями использовали другие клоуны. Только во время войны, выступая во фронтовых бригадах, Вяткин почувствовал, как важен в клоунаде принцип современности. Он взял на вооружение фишку: приезжая в часть узнавал перед концертом фамилии бойцов чем-либо прославившихся и искусно вплетал их в репризу.
На Вяткина обратил внимание Эмиль Кио, на тот момент член худсовета циркового Главка. Он рекомендовал использовать Бориса в качестве коверного клоуна в больших городах.
С собачками Вяткин выступал уже на фронте, повторяя успех Карандаша с Кляксой. Собачка Вяткина поначалу называлась Крошкой, постепенно установилось имя Манюня.
С 1947 имя Вяткина стало связываться с Ленинградским цирком. И тут его брак дал трещину. Бросая акробатику, Борис оставлял жену без работы. Ассистировать клоуну амбициозная дама гнушалась. Последовал развод.
С тех пор до конца карьеры Вяткин выходил на арену с Манюней. За тридцать лет этих Манюнь у него перебывало восемь и не с одной он, в отличие от людей, не полаялся.
добавлена 25 октября в 19:14
6 ноября 1961 года МКФ признана порода Мексиканская голая собака.
Официальное название этой породы — ксолоитцкуинтли.
Эта экстравагантная собака считается национальным достоянием Мексики.
Согласно поверью, эти собаки защищают дом хозяина от злых духов.
Тысячелетнее существование этой таинственной породы окутано преданиями. Древние люди считали этих необычных животных проводниками в потусторонний мир и относились к ним с должным почётом. Согласно другой легенде, ксолоитцкуинтли считались четверо
добавлена 5 ноября в 19:48
добавлена 4 ноября в 14:56
4 ноября 1955 года полетели в космос собаки-космонавты Малышка и Кнопка.
Старт состоялся 4 ноября 1955 года на ракете Р-1Е. Катапультированная на высоте 90 км тележка с Малышкой, из-за поднявшегося сильного ветра отклонилась от предполагаемого места посадки. Кроме того начался буран. Парашют исчез из зоны видимости. Тщательные поиски в течение следующих двух дней ничего не дали. На третий день Александр Серяпин с группой поиска случайно обнаружил тележку с Малышкой. Яркий, для оперативности его
добавлена 1 ноября в 15:52
Много тысячелетий назад, на заре существования человечества, люди были одиноки в этом мире. Их окружали страшные и непостижимые силы природы, кровожадные хищники ежечасно грозили гибелью.
Что мог противопоставить им древний человек? Ведь ни когтей, ни клыков, ни толстой шкуры у него не было. Но он научился изготавливать орудия труда и охоты, сначала каменные, потом металлические. Он понял, как пользоваться огнем. Он построил жилище. И у него появились друзья.
Первым другом человека стала собака.
добавлена 28 октября в 13:05
28 октября 2009 года приняты действующие стандарты породы Бородатый колли.
Бородатый колли (Bearded Collie), или мохнатый колли, берди (Beardie), биардид, бородач, — достаточно редкая и малоизвестная старинная пастушья порода родом из Шотландии. Именно эти собаки считаются прародителями многих современных овчарок.
Происхождение породы доподлинно неизвестно.
К тому же никаких исторических документов, где бы фигурировали лохматые овчарки, не найдено.
Существует несколько версий развития событий.
добавлена 26 октября в 21:58
Неаполитанский мастиф – это крупный и часто неуклюжий пес, который безгранично любит своих хозяев и, подобно бордоскому догу и кавказской овчарке, отпугивает грозным видом врагов.
Представители этой породы были обнаружены более 2000 лет назад только в одном весьма небольшом регионе Кампанья, что в Южной Италии. В прошлом – герои римских арен, сейчас мастифы служат в полиции, армии и разведке, где они показывают себя просто незаменимыми сотрудниками.
В 1947 году группа кинологов собрала 8 лучших
добавлена 25 октября в 16:53
26 октября 1966 года МКФ признана порода Фарфоровая гончая (порселен).
Порселен считается одной из старейших французских охотничьих пород. Он был выведен в XV веке для добычи зайца и другой мелкой дичи в аббатствах Люксель и Клюни. Основоположниками послужили собаки святого Губерта (предки бладхаунда) белого окраса. К ним приливали крови других выдающихся охотничьих собак.
Во Франции порода известна под названием Собака из Франш-Конте (фр. Chien de Franche-Comte`), названа по региону происхожден
добавлена 24 октября в 18:41
Мы продолжаем рассказывать о памятниках собакам.
Конечно, их очень много.
Они разные: очень большие и маленькие, созданные на средства государства и простых людей.
Главное, человек помнит о том, что собака делала и продолжает делать для нас, людей.
Памятник собаке Викинг, Щёлково.
На территории Щёлковского ОМОНа стоит памятник овчарке Викингу. На постаменте написано: « Верному другу и помощнику».
Викинг – рекордсмен по длительности службы в МВД , пёс прослужил целых 12 лет.
За время службы
добавлена 23 октября в 12:34
23 октября 1954 года МКФ признана порода Вельштерьер.
Это порода норных собак чепрачного окраса. Они очень напоминают уменьшенные копии эрдельтерьеров.
Родословная породы уходит своими корнями в XVII век, когда по полям английского Уэльса разгуливали жесткошерстные черно-подпалые терьеры.
Изначально задиристых звонкоголосых псов разводили фермеры, которым были необходимы компактные животные, объединяющие в себе «квалификации» стражей и крысоловов.
Впоследствии от уэльских собак «отпочковало
добавлена 18 октября в 16:40